Психологизация образовательного процесса
Психологическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ осуществляется с учетом реализуемых программ и требований к подготовке детей к школе, особенностей личностного развития каждого воспитанника, психолого-педагогического взаимодействия взрослых участников образовательного процесса под руководством педагога-психолога.
Педагог-психолог реализует следующие направления деятельности:
- Изучение индивидуальных особенностей воспитания и развития детей;
- Индивидуальное обследование каждого ребенка с целью выявления хода его психического развития в соответствии с возрастными нормами;
- Реализацию программ, направленных на устранение выявленных отклонений в развитии ребенка (развивающая и коррекционная работа);
- Повышение уровня психолого-педагогических знаний взрослых участников образовательного процесса, способствующих воспитанию и всестороннему развитию детей;
- Консультирование по проблемам педагогики сотрудничества, межличностных отношений в группе и семье, что позволяет вырабатывать стратегию психологизации образовательного процесса, способствующего гармоничному развитию личности каждого ребенка.
Педагог-психолог решает следующие задачи:
- коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей;
- коррекция и развитие психических процессов детей;
- социальная адаптация и интеграция ребёнка с ОВЗ в общество в условиях ДОУ;
- коррекция и развитие сенсомоторной сферы ребёнка с ОВЗ;
- оптимизация взаимоотношений в системе «педагог-ребёнок-родитель».
На основании результатов диагностики развивающая и коррекционно-развивающая работа проводится в следующих формах: индивидуальная, подгрупповая, групповая работа с детьми.
Отбор программного материала педагогом-психологом ДОУ осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния здоровья каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
При проведении развивающей работы педагог-психолог ориентируется на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, на развитие ведущего психического процесса или сферы психики: 3-4 года – восприятие; 4-5 лет – восприятие, эмоциональная сфера; 5-6 лет – эмоциональная сфера, коммуникативная сфера; 6-7 лет – личностная сфера, волевая сфера. Тематические занятия, направленные на развитие интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной, личностной, волевой и познавательной сферы проводятся в игровой форме, доступной и интересной детям. В процессе деятельности используются телесно-ориентированные, подвижные, коммуникативные, познавательные, творческие игры и упражнения.
Коррекционно-развивающая работа проводится с детьми группы риска, имеющих трудности в поведении, личностном развитии. Широко используются коррекционные игры и упражнения, направленные на преодоление сложностей в эмоционально-личностной и познавательной сферах.
Много внимания уделяется детям подготовительной к школе группы. Коррекционно-развивающая работа нацелена на формирование готовности к школьному обучению и способствует развитию психических процессов, речи, мелкой моторики. Кроме того, на занятиях уделяется большое внимание развитию эмоций и чувств детей, развитию навыков общения, установления контакта со сверстниками и особенно – развитию произвольности поведения, мотивационной готовности.
Групповое коррекционно - развивающее занятие.
Диагностика.
Свободная деятельность.