Результаты независимой оценки качества обр. услуг

flag

Система Orphus

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СТРАНИЧКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Заикание – нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растяжение слогов и звуков сопровождаются мышечным напряжением – судорогой произносительного аппарата. Говорящий с трудом передает сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая его речь. Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что заикание – внешнее проявление невротических, эмоциональных, речевых нарушений. Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет. Это период становления фразовой речи, во время которого у большинства детей отмечаются запинки. Они называются физиологическими. Когда ребенок научится лучше выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже. Если же они становятся настолько частыми, что затрудняют общение, появляется основание для беспокойства. Заиканием страдает примерно 3% детей. Его распространенность зависит от такой особенности языка, как темп речи. У французов заикается 5-7%, у немцев – 2%, американские индейцы не заикаются вообще. Заикание у мальчиков отмечается в 3 – 4 раза чаще, чем у девочек.

Причины возникновения заикания:

  • истощение или переутомление нервной системы в результате заболеваний корью, рахитом, коклюшем;
  • болезни носа, глотки и гортани;
  • задержка развития речи, неправильное произношение звуков в течение длительного времени;
  • испуг, обострение эмоционального напряжения как следствие острой обиды, ревности;
  • неправильные методы воспитания (наказания, унижающие достоинства ребенка, несогласованность требований со стороны близких);
  • перегрузка способных, но нервных детей речевым материалом (в частности, ранее, в 3 года, обучение чтению, иностранному языку);
  • переучивание леворукости

Вероятность возникновения заикания увеличивается:

  • если заикается кто-то из родственников;
  • у аллергиков;
  • при частых респираторных заболеваниях;
  • при нарушении внимания.

Проявления заикания:

  • ребенок начинает повторять отдельные звуки в начале или середине слова, протяжно произносить гласные – это клонические судороги;
  • задерживается на согласных звуках с последующим спазмом и внезапным его прерыванием – это тонические судороги. Возможно так же сочетание судорог различного вида – клоно-тонические или тоно-клонические, в зависимости от преобладания тех или других. Судороги могут локализоваться в дыхательном, голосовом, артикуляционном отделах периферического речевого аппарата.
  • нарушается речевое дыхание: он делает дополнительные вдохи не только перед каждым словом, но и в середине слова;
  • голос прерывается или появляются выкрики на высоких тонах;
  • усиливаются судороги на смычных звуках П, Б, Т, Д, К, Г и в сочетании со звуком Р (ПР, БР, ТР, ДР, КР, ГР).

Советы родителям по предупреждению возникновения заикания:

  1. Не прерывайте игру ребенка необоснованными вопросами.
  2. Удерживайте ребенка от речи, когда он на грани истерики или плачет.
  3. Не делайте замечаний, если ребенок употребляет эмболы, т.е. говорит какое-то лишнее слово (а, ну, вот, значит).
  4. Неразумно заставлять малыша пересиливать свои страхи.
  5. Не наказывайте за употребление непристойных слов, займите его чем-то интересным.
  6. Организуйте жизнь ребенка так, чтобы его не надо было подгонять.
  7. Дневной отдых обязателен.
  8. Не просите ребенка читать вслух стихи перед посторонними, пока он сам не захочет.
  9. Попытайтесь конструктивно решать все возникающие проблемы, спокойно и без эмоций.

Состояние речи заикающихся детей может меняться, волнообразность характерна для течения заикания. Даже когда лечение успешно, бывают периоды ухудшения. Меры, принимаемые для восстановления плавности речи, определяются тем, когда возникло заикание.

ИНИЦИАЛЬНОЕ ЗАИКАНИЕ – заикание отмечается не более 2 месяцев.

Рекомендации родителям при инициальном заикании:

  1. При остро возникшем заикании надо устранить ситуацию, травмирующую психику. Если это произошло в детском саду, то его посещение противопоказано.
  2. Нужно обеспечить домашний режим минимум на два месяца. Полезно составить список ситуаций, в которых речь ребенка ухудшается, а также перечень людей, которые влияют на его эмоциональное состояние. Иногда благотворна полная смена обстановки.
  3. Избегайте ситуаций, которые чрезмерно возбуждают, смущают, радуют или смущают ребенка. Отмените посещение зрелищных мероприятий, не ходите в гости, и не принимайте гостей у себя, избегайте контактов с другими детьми.
  4. Перед сном неплохо ритуализировать занятия, то есть изо дня в день после ужина в одном и том же порядке совершать одни и те же действия: убирать игрушки, купаться, рассказывать сказку и т.д. Это успокаивает нервную систему, облегчает засыпание.
  5. Некоторое время ребенку лучше совсем не смотреть телевизор.
  6. Измените свою речь: постарайтесь говорить медленно, короткими простыми предложениями без излишней эмоциональности.
  7. Приучите ребенка к настольным играм: это успокаивает и развивает мелкую моторику.
  8. Полезно петь, двигаться под музыку, играть с водой и песком.
  9. Нужно как можно раньше обратиться к врачу – психиатру, неврологу, ведь однозначной схемы лечения не существует. Медицинские препараты подбираются строго индивидуально. Врач назначает успокаивающие и общеукрепляющие средства: малые дозы брома, корень валерианы, пустырник, глюконат кальция, поливитамины, пивные дрожжи, рыбий жир, холосас, гематоген, препараты, содержащие большое количество сахара, глюкозы, липоцеребрин, фитин и т.п.

ЗАКРЕПИВШЕЕСЯ ЗАИКАНИЕ – более 2 месяцев.

Проявления закрепившегося заикания:

  • повышенная возбудимость или заторможенность, быстрая истощаемость нервной системы;
  • отрицательные или несвойственные ему ранее личностные качества: боязливость, подчиняемость, замкнутость, конфликтность, безразличие к родным, хвастливость, эгоизм;
  • доходящая до назойливости общительность, повышенная нежность, чрезмерная впечатлительность, боязнь одному оставаться в помещении;
  • постоянное желание быть с матерью и др;
  • несовершенство в двигательной сфере (недостаточная переключаемость движений, повышенный тонус мышц);
  • несовершенство в сенсорной области (повышенная отвлекаемость, рассеянность внимании, несвоевременная реакция на звуковые и речевые сигналы);
  • в эмоционально-волевой сфере наблюдаются раздражительность, капризы, плач или безудержное веселье, крики, визг;
  • слова и словосочетания произносятся с судорожными повторениями или с мучительной остановкой на том или ином звуке.

Рекомендации родителям при закрепившемся заикании:

  1. Основная установка – ведите обычный образ жизни. Единственное ограничение – не следует посещать зрелищные мероприятия.
  2. Ребенок продолжает находиться под наблюдением невролога, психиатра.
  3. С трех лет многие дети могут начать занятия с логопедом.
  4. Если кроме нарушения плавности, отмечаются задержка речевого развития, нарушение звукопроизношения, то начинать лечение нужно с них.
  5. В моменты усиления заикания необходимо ограничить речевое общение, отложить все занятия, которые вызывают это усиление.
  6. В период улучшения нужно как можно больше читать, беседовать на  разные темы, пересказывать короткие рассказы, инсценировать стихи, сказки.
  7. Организуйте домашний театр, можно кукольный.

При всей необходимости использовать приемы, улучшающие речь, нет ничего важнее благоприятной атмосферы в доме, дружественных усилий всех членов семьи.

© CopyRight МКДОУ №9 г. Железногорск, Красноярский край, 2010-2024, создание сайта: «Меридиан»