Результаты независимой оценки качества обр. услуг

flag

Система Orphus

(статья Олеси Заиченко, взята с сайта Эллы Глушковой «Семейная мягкая школа»)

Иа:
А ты знаешь, что означает «А», маленький Пятачок?
Пятачок:
Нет, Иа, не знаю.
Иа:
Оно означает учение, оно означает образование, науки и тому подобные вещи, о которых ни Пух, ни ты не имеете понятия.
Пятачок:
О! Я хотел сказать «Да ну!».

Попытки научить детей читать, писать и считать, а также знать несколько десятков иностранных слов, заняли непомерно большое место в жизни дошкольника. А ведь переход в школу как новый жизненный этап требует еще многих и многих умений. По сути все, чему мы учим ребенка до школы, является подготовкой к ней.

Мне хотелось бы напомнить о нескольких важных сторонах подготовки к школе.

Это физическое развитие, умение общаться и самостоятельность,

умение ориентироваться в окружающем мире.

Физическое развитие, ловкость и координация движений. В раннем дошкольном возрасте двигательное развитие ведет за собой умственное. Из координации крупных движений вырастет затем тонкая моторика, умение писать, рисовать и мастерить. Из умения хорошо двигаться, точно определять свое положение в пространстве, ловить и убегать – умение удерживать взгляд на странице и строчке, находить важные элементы в тексте и рисунке.

А вот двигательная неловкость может сигнализировать о грядущих школьных проблемах. Нарушения такого рода специалисты обычно называют ММД.

ММД – что это такое?

Минимальная мозговая дисфункция – незначительное, микроскопическое повреждение мозга ребенка, которое мешает «функционировать» - выполнять какую-то работу, координировать движения, говорить, читать, писать. Повреждение небольшое, а ресурсы мозга велики и до поры до времени ММД может быть незаметна. Мозг может хорошо работать и не используя поврежденный участок. Но, когда нагрузка возрастает, работа усложняется – ресурсов больше не хватает и наступает декомпенсация. Обычно это происходит в начальной школе: более-менее благополучный ребенок перестает справляться с тем, что от него требуют.

Среди причин ММД на первом месте – плохая физическая форма мамы во время беременности и родов. Слабость, малоподвижность мамы приводит к тому, что мозг ребенка недополучает кислорода и его рост и развитие нарушаются. Далее следуют экология, неаккуратные действия врачей, болезни первого года жизни.

Плохая новость: только по официальной статистике 20-летней давности, минимальные мозговые дисфункции находили у 85 % детей в нашей стране. И, увы, мамы не стали здоровее и спортивнее, а воздух в городах – чище.

Хорошая новость: развивающийся мозг очень пластичен. Правильно подобранные упражнения и занятия для ребенка способны таким образом развить мозг, что даже достаточно серьезные повреждения никогда не обнаружатся и не помешают делать все, что будет необходимо. Если упражнения могут скомпенсировать крупные повреждения мозга взрослого человека в результате травмы или инсульта, то тем более это возможно в отношении микроповреждений активно растущего и развивающегося мозга ребенка.

Признаками ММД у ребенка могут быть нарушения поведения, речи, памяти. Такие вещи обычно сильно беспокоят родителей, и они обращаются за помощью. Гораздо реже родители замечают нарушения координации движений, чувства равновесия и чувства ритма. А это также явные показатели дисфункции. Такие нарушения могут стать серьезной проблемой для школьника, хотя это и неочевидно. Чтение и письмо процессы ритмически организованные, ритм связан и со способностью концентрировать внимание. Умение удерживать равновесие, правильно определять положение тела в пространстве – основа для умения удерживать взгляд на странице, строчке. И просто понять, как повлияет нарушение координации движений на обучение письму, рисованию.

Стоит обеспокоиться:

- если ребенок в 3-3,5 лет не может прыгать на двух ногах, пройти по бордюру шириной 15-20 см;

- если в 4-4,5 года ребенок не может хотя бы несколько раз прыгнуть на одной ножке, поймать и бросить среднего размера мяч, ритмично похлопать или потопать,

- если в 5-6 лет не в состоянии сам раскачаться на качелях.

У плохо говорящих детей часто встречается характерная шаркающая походка, исправить которую не могут никакие замечания. И проблемы с речью, и хроническая зажатость икроножных мышц – причина такой походки, признаки одного и того же нарушения работы мозга. Массаж и упражнения для расслабления мышц могут улучшить ситуацию с овладением речью не меньше, чем занятия с логопедом (лучше делать и то, и другое).

В этом возрасте физическое развитие ведет за собой интеллектуальное, ребенок нуждается в возможности отработать самые разнообразные и все усложняющиеся движения – это способствует развитию его мозга.

Гиперактивных детей можно сравнить со зверушками, занятыми поиском целебной травы. Обычно это дети с небольшими повреждениями мозга и они чувствуют, что для развития им необходимо много движения, вот они и стараются это себе обеспечить. Родителям стоит им помочь. Полезны все игры и упражнения на развитие координации движений – игры с мячом, разные раскачивания на качелях и спортивных снарядах, ходьба по все более узким и высоким поверхностям.


Где прочитать об этом подробнее?

Гленн Доман «Как вырастить ребенка физически совершенным». Надо упомянуть, что Доман начинал работать с детьми, имевшими диагноз «детский церебральный паралич», чей мозг был серьезно поврежден. Когда его подопечные стали опережать в развитии по всем показателям здоровых детей, возникла идея, что такие занятия необходимы и здоровым тоже. В книге Домана упражнения и тесты физического развития описаны очень подробно, буквально по месяцам.

Карла Ханнафорд «Мудрое движение». Хотя та часть книги, что объясняет физиологические и биохимические механизмы работы мозга, достаточно сложна для простого читателя, зато в книге есть очень подробное описание «Гимнастики мозга» - системы упражнений, доказавшей свою эффективность.

Нейропсихолог на консультации расскажет об особенностях Вашего ребенка и даст упражнения, необходимые именно ему.

Причиной ММД может быть возникшее во время родов и продолжающееся смещение шейных позвонков у ребенка. Из - за смещения нарушается кровоснабжение небольших участков мозга, они «голодают». В этих случаях хороший результат дает работа остеопата. Но после устранения смещения и восстановления питания этих участков, надо стимулировать их развитие все теми же упражнениями.

Социализация.

Много говорят о необходимости посещения детского сада и школы для социализации ребенка. Что же такое социализация? Да просто умение вести себя в обществе. А вот общества бывают разные. И поведение в них требуется различное.

Очень важно помнить, что первое сообщество людей, в котором социализируется ребенок, это семья. Внутрисемейная социализация, усвоение норм и ценностей своей семьи – основа для всего остального. Ребенок наблюдает своих близких, их взаимодействия между собой и с другими людьми, и учится, как и положено в раннем возрасте, с помощью подражания. А затем ему становится необходима помощь близких для осмысления того, что он наблюдает и в чем участвует. Разрешая конфликт своего и соседского двухлетки по поводу лопатки в песочнице, вы занимаетесь социализацией своего ребенка. Еще больше Вы поможете ребенку, если проговорите, объясните ему чувства и желания других людей.

Я понимаю, что иногда другого выхода просто нет, но все же гораздо лучше, если ребенок может социализироваться в семье, под присмотром близких и внимательных людей, которым не лень наблюдать и разъяснять ситуации.

Итак, умение понимать свои чувства и чувства других людей – очень важная часть подготовки к школе.

Также важно владение большим набором разных принятых в обществе приемов и способов общения. Все «спасибо», «пожалуйста», «можно мне…», «давай по очереди…» сильно упрощают жизнь школьника. Без них конфликты, огорчения, страхи грозят отнять силы, необходимые для учебы.

Очень важно, что бы ребенок понимал, когда надо обратиться за помощью к взрослому и умел это делать. Ведь очевидно, что даже очень умный младшеклассник не со всеми ситуациями может справиться сам. Попробуйте представить, с чем может столкнуться Ваш ребенок (потеряться, столкнуться с крупным и драчливым школьником, неожиданно плохо себя почувствовать на уроке) и что ему надо сделать и сказать, чтобы все закончилось хорошо.

Лучшую возможность научить ребенка общаться, решать конфликты и находить выходы из сложных ситуаций предоставляет игра. Мало знать, как надо поступить, правильный способ должен быть отработан, натренирован, отыгран много раз (это же применяется и в тренингах для взрослых). Разыгрывайте проблемные ситуации с любимыми персонажами ребенка, пусть ребенок сыграет разные роли и освоит разные модели поведения. Если ребенок умеет читать и писать, но не знает, что сказать тому, кого нечаянно сбил с ног, - он не может считаться готовым к школе.

Где прочитать об этом подробнее?

Эда Ле Шан

«Когда Ваш ребенок сводит Вас с ума».

В книге приведены чудесные примеры обучения разным способам поведения с помощью игры. Советую обратить особое внимание на главу «Что должен знать ребенок, прежде чем пойти в школу».


Знания о мире.

Возраст между 1 и 3 годами называют возрастом «сенсорного развития». Чем больше разных предметов и вещей ребенок сумеет в этом возрасте рассмотреть, потрогать, понюхать, попробовать «на зуб» - всячески изучить, тем более успешно он развивается. «Дай посмотреть!» - говорит дитя, протягивая ручку, и через минуту объект уже разобран на части, а взрослому остается только горестно повторять, что смотреть надо было глазами. Из набранного таким образом опыта развивается понимание мира и логика, без которой ни язык, ни математику не понять. Не давайте Вашему юному исследователю «сенсорно голодать». Если Вы беспокоитесь о его умственном развитии, найдите места, где можно изучать интересные предметы руками (интерактивные музеи, мастерские друзей, деревня, парк, лес). А еще очень нужно обсуждать с ним увиденное и изученное, учить наблюдать, сравнивать, задавать вопросы.

Позже ребенку становится интересно и видео, и картинки в книгах, и сами книги, он готов удовлетвориться этим, чтобы не огорчать родителей. Но ему все равно хочется изучать предметы, трогая их руками и действуя с ними. Это гораздо понятнее и приятнее. А дальше ждут его и вовсе «голодные» времена, где вся «наглядность» - бледная картинка в учебнике и описание опыта, вместо самого опыта. Можно ругать школы и пытаться решить проблему в масштабах страны, но проще просто своего школьника продолжать водить в такие места, где он может изучить что-то на деле, а не по картинкам.

Где прочитать об этом?

Очень рекомендую первые главы мемуаров Нобелевского лауреата в области физики Ричарда Фейнмана. Там рассказывается, как его отец, обычный торговец, занимался со своим сыном. (Книги «Вы, наверное, шутите, мистер Фейнман» и «Какое тебе дело, что скажут другие»).

 

Шустерман М.Н.

«Новые приключения Колобка или развитие талантливого мышления ребенка»

- это по сути, учебник для дошкольников и младших школьников, по нему можно заниматься со своим ребенком и компанией его друзей.

 

Самообслуживание.

Важной частью знаний о мире являются знания и том, как обращаться с одеждой, едой, посудой. Словом то, что называют «навыками самообслуживания». Мария Монтессори, автор признанной во всем мире системы обучения и воспитания детей, считала, что именно в умении самому позаботиться о себе корни чувства достоинства человека и доброго отношения к окружающим. Стоит уделить этому внимание, тем более, что мытье посуды, пришивание пуговицы и завязывание шнурков вырабатывает ловкость, которая пригодится хотя бы для обучения письму.

Когда я вижу, как бабушка завязывает шнурки третьекласснику, у меня возникает ощущение, что мы живем в безумном мире. Зачем английский язык человеку, который сам ботинки надеть не может?

И, под конец, еще одна важная вещь: школа длится долго – 11 лет, но и это проходит. Школа – только модель жизни, и не очень удачная (в современном исполнении). Те, кто успешны в школе – не всегда хорошо и счастливо живут потом. Об этом стоит помнить. Как бы не огорчали или радовали школьные события жизни Вашего ребенка, всегда старайтесь представить - как он будет жить через 20 лет. Что ему интересно, чем нравится заниматься, не будущее ли призвание прорастает в его сегодняшнем интересе? И как ему помочь в этом?

Еще древние говорили: «Не для школы учимся, для жизни».

© CopyRight МКДОУ №9 г. Железногорск, Красноярский край, 2010-2024, создание сайта: «Меридиан»