Система Orphus

Авторизация

Артикуляционная гимнастика.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
  2. Лучше выполнять упражнения3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.
  3. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным упражнениям. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  5. Из выполняемых упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для закрепления. Если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для закрепления можно придумать новые игровые приемы.
  6. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9 х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
  8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Упражнения для губ.

«Улыбка»- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Трубочка» - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
«Хоботок»- Вытягивание сомкнутых губ вперед.
«Рупор» - Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед.
«Кролик» - Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ.

  1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
  2. «Улыбка-трубочка». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
  3. «Пятачок». Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
  4. «Рыбки разговаривают». Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
  5. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».
  6. «Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
  7. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
  8. Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.
  9. «Хомяк», «Суслик». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. Втянуть щеки. Чередовать «Суслик» - «Хомяк».

Статические упражнения для языка

  1. «Птенчики». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
  2. «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
  3. «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
  4. «Иголочка» Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
  5. «Горка», («Киска сердится»). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
  6. «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка

«Часики», («Маятник»). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.
«Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
«Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
«Футбол». Рот закрыт. Напряженным языком упираться в щеки.
«Почистить зубы». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
«Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.
«Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
«Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. «Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
«Оближем губки». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

© CopyRight МБДОУ №17 г. Зеленогорск Красноярский край, 2012-2020, создание сайта: «Меридиан»