Система Orphus

Авторизация

Развитие навыка звукового анализа и синтеза

Проблема развития навыка звукового анализа и синтеза актуальна тем, что без овладения этим навыком на достаточно высоком уровне невозможно полноценное овладение письмом и чтением, так как русское письмо является звуковым.

Своевременная и целенаправленная работа его развитию будет способствовать развитию мыслительной деятельности, более полному усвоению родного языка, усвоению школьной программы.

Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ - это выделение (узнавание) звука на фоне слова, он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа - определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения.

Предлагаю вашему вниманию речевые игры, в которые вы можете поиграть со своим ребенком.

  • Определить первый звук в словах: ослик, утка, Аня, Игорь, азбука, уголь, окна, астра, осень, улица, ах, осы, улей, аист, узкий, Оля, утро, иней, Ира.
  • Найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова, начинающегося с ударного гласного.
  • Подобрать слова, которые начинаются на гласный звук - а, о, у.
  • Отобрать картинки, названия которых начинаются на ударные гласные (а, о, у). Предлагаются картинки: мышка, окно, астра, улица, осы, улей, аист, азбука, утка, угол.
  • К картинке подобрать букву, соответствующую первому звуку слова. Предлагаются картинки, названия которых начинаются с ударного гласного, например облако, уши.
  • Вычленение последнего согласного в слогах (ам, ух, ах, ус,), словах (сам, кот, сук, суп).
  • Выделение звука в середине слова по аналогичному плану.

Работа по формированию сложных форм фонематического анализа (определению последовательности, количества, места звука в слове) проводится в тесной связи с обучением чтению и письму.

Обучение письменной речи начинается со знакомства ребенка со звуковой материей языка: распознаванием звуков, выделением их из слова, со звуковой структурой слов как основных единиц языка.

В процессе чтения осуществляется воссоздание звуковой структуры слова по его графической модели, а в процессе письма - наоборот, воспроизведение буквенной модели слова по его звуковой структуре. В связи с этим одной из важных предпосылок успешного формирования процессов чтения и письма является не только умение выделять и различать звуки в речи, но и производить более сложные операции с ними: определять звуковой состав слова, последовательность звуков в слове, место каждого звука по отношению к другим звукам.

Написанное слово моделирует звуковую структуру слова, трансформируя временную последовательность звуков речи в последовательность букв в пространстве. Поэтому воспроизведение буквенной модели невозможно без четкого представления о звуковой структуре слова.

Предлагаю следующие виды упражнений, способствующие закреплению функции фонематического анализа:

  • Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки: дом, мак, рот, муха, сани, лапы, банка, кошка, марка, крот, стол, волк, крыша, спина, крышка, спинка, канава, капуста.
  • Вставить в данные слова пропущенные буквы: руч...а, кры...а, ш..о..а, но...ни...ы.
  • Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте. Например, придумать слова, в которых звук к был бы на первом (кот), на втором (окно), на третьем месте (мак).
  • Выбрать из предложения слова с определенным количеством звуков.
  • Добавить 1, 2, 3, 4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные слова. Например: па, пар, пары, парад, паруса; ко, кот, козы, кошка, корова.
  • Подобрать слова с определенным количеством звуков, например с тремя звуками (дом, дым, рак, мак), с четырьмя звуками (роза, рама, лапа, косы), с пятью звуками (кошка, сахар, банка).
  • Выбрать предметные картинки, в названии которых определенное количество звуков.
  • По сюжетной картинке подобрать слова с определенным количеством звуков.
  • Образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом - мак - кот - топор - рот.
  • Игра в кубик. На гранях кубика различное число точек. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из количества звуков в соответствии с количеством точек на грани кубика.
  • Слово-загадка. Пишется первая и последняя буквы слова, вместо остальных букв ставятся точки. Ребенок отгадывает слово. Например: К . . . А (крыша), Л . . А (луна, лужа, лупа).

ВАШ ЛОГОПЕД

 

© CopyRight МБДОУ №17 г. Зеленогорск Красноярский край, 2012-2020, создание сайта: «Меридиан»