Система Orphus

Авторизация

Речевая готовность детей к школе

Речевые знания и умения

  • Звукопроизношение.
    Правильное произношение
    свистящих звуков С, З, Ц;
    шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ;
    звуков Л, Ль.
    Произношение звуков Р, Рь
  • Звуковой анализ и синтез слова.
    Выделение ударных гласных из начала и середины слова; выделение согласных из слова; определение первого звука в слове; определение последнего звука в слове; определение места звука (начало, середина, конец слова), установление точного места звука в слове; установление слова из заданных звуков; выкладывание звуковой схемы
  • Лексико-грамматический строй:
    • использование простых распространенных предложений
    • использование сложносочиненных предложений
    • использование сложноподчиненных предложений
    • все формы существительных употребляются без ошибок
    • все формы прилагательных употребляются без ошибок
    • все формы глаголов употребляются без ошибок
  • Связная речь.
    Использование развернутых фраз при диалоге, пересказ текста без пропуска и перестановки частей, рассказывание по картинке с установлением смысла сюжета; рассказывание на темы из собственной жизни; описание игрушки; рассуждение по поводу какого-либо явления природы
  • Словарный запас.
    Использование обобщающих слов, антонимов, синонимов; различение сходных действий; использование относительных и притяжательных прилагательных; использование наречий места, времени; использование предлогов, союзов
  • Фонематический слух:
    • различение пар С-З, Ш-Ж, П-Б, Т-Д, К-Г, В-Ф
    • различение пар С-Ш, З-Ж, С-Ц, Ч-Ц, Ч-Щ, Ч-Т’
    • различение пар Р-Л, Л’-Й, Р’-Л’
    • различение твердых и мягких согласных

Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в первый класс, необходим запас знаний об окружающем мире. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество: насколько они правильны, четки, какова степень обобщенности сложившихся в дошкольном детстве представлений. На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

  1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
  2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
  3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять гласный начальный звук из слова, слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки - гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
  4. Умение пользоватся разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.
  5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ – описание.

На сегодняшний момент школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. Ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, которые он произносит. Он должен научиться проводить звуковой анализ слов, т. е. уметь назвать звуки, из которых состоит слово. Казалось бы, чего может быть проще? Но попробуйте, понаблюдайте за собой, как вы проводите звуковой анализ слова. Назовите по порядку все звуки в слове “КОТ”, вы скажете: [к], [о], [т]. Скорее всего, вы представили себе слово написанным – и провели, на самом деле, не звуковой, а буквенный анализ. Если вы сомневаетесь предлагаю еще одно слово «ЮРА». Какой первый звук? Стоп! Звука [ю] нет в природе. Прислушайтесь: йу-ура, первый звук в этом слове – [й]. Вы видите, что даже взрослому, грамотному человеку не так – то просто произвести звуковой анализ слова. А каково же ребенку? Но, оказывается, в определенном возрасте ребенку чрезвычайно интересно заниматься самыми различными упражнениями именно со звуковой стороной слова. Мы незаметно вводим ребенка в увлекательнейший мир языка, открываем для него особую языковую действительность и таким образом приводим, незаметно для него, к чтению.

Семилетний ребенок иногда с трудом различает мягкие и твердые согласные звуки. Почему? Да потому, что он не в звуки вслушивается, а представляет себе буквы, которыми слово записано. Давайте попробуем сделать маленький опыт: назовите слова, которые начинаются с того же звука, что и слово “ЛИСА”. Вы не обратили внимание на то, что этот первый звук – мягкий согласный. Поэтому вы назвали и слово “лес” и слово “лампа”. Вы не вслушиваетесь в звуки, вы думаете о букве. Звуковую действительность вы подменили буквенной и поэтому совсем упустили из виду мягкость или твердость согласных звуков.

Звуки речи

Гласные: [а], [у], [и], [ы], [э], [о]

согласные звонкие: [г], [з], [д], [в], [ж], [б], [н], [р], [м], [л]

согласные глухие: [к], [с], [т], [ф], [ш], [п], [ц], [щ], [х], [ч]

согласные твердые: [ц], [к], [н], [г], [ш], [з], [х], [ф], [в], [п], [р], [л], [д], [ж], [с], [м], [т], [б]

согласные мягкие: [щ], [к’], [н’], [г’], [з’], [х’], [ф’], [в’], [п’], [р’], [л’], [д’], [с’], [м’], [т’], [б’] Специальные упражнения.

  1. Назови предметы, в названии которых есть [р]
  2. Найди картинку со звуком [л]
  3. Определи место звука [ч] в слове
  4. Обведи букву, которая есть в названии картинки
  5. Нарисуй столько кружков, сколько звуков в слове
  6. Составь схему слова «КИТ»
  7. Назови картинки, в названии которых есть [ж]

Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Единого рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить «по минуточкам» сидеть и внимательно выполнять задание.

Одно ясно – готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное – чему он научится сам, поможет быть ему успешным в школе.

Желаю успехов! Ваш логопед!

© CopyRight МБДОУ №17 г. Зеленогорск Красноярский край, 2012-2020, создание сайта: «Меридиан»