Система Orphus

Авторизация


Рекомендации по развитию речи детей 3-4 лет

Воспитание звуковой культуры речи

Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового восприятия. Для развития артикуляционного аппарата можно использовать артикуляционную гимнастику, звукоподражательные слова, голоса животных (например, дать ребёнку музыкальные инструменты - дудочку и колокольчик, дудочка дудит «ду-ду», колокольчик звенит «динь-динь»). Для развития силы голоса можно попросить ребёнка  громко помяукать (мама кошка) и тихо (котятки). Можно использовать любые звукоподражания знакомые ребенку.

Развитие словарного запаса

Большое внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению активного словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни. Ребёнку необходимо показать, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого нужно научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: «Что это? Кто это?», видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (Какой?), а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека. Такое обучение можно провести в играх «Что это?», «Скажи какой?», «Кто, что умеет делать?».

Далее от называния видимых и ярких признаков (цвета, формы, величины) можно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике (например « Кто больше скажет слов о яблоке? Какое оно?»).

При рассматривании разных предметов или картинок с предметами ребёнок учится сравнивать и называть слова с противоположным значением (антонимы): эта кукла большая, а та – маленькая и т.д.

У детей 3-4 лет формируются понимание и употребление обобщающих понятий: платье, рубашка – это одежда; кукла, мяч – это игрушки; чашка, тарелка – это посуда, развивается умение сравнивать предметы , соотносить целое и его части (у поезда - окна, вагоны, колёса).

В этом возрасте дети учатся понимать семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом пространстве: птица летит, рыба  плывёт; дом строят, суп варят; мяч сделан из резины, карандаш из дерева.

При рассматривании предметов или картинок ребёнка можно познакомить с многозначными словами: ножка стула - ножка стола – ножка у гриба; ручка у сумки – ручка у зонтика – ручка у чашки и т.д.

В целом словарная работа направлена на то, чтобы подвести ребёнка к пониманию значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием.

Формирование грамматического строя речи

В развитии грамматического строя речи  занимает развитие понимания и использования в речи грамматических средств и активный поиск ребёнком правильной формы слова.  Например, в играх с предметами («Чего не стало?», «Чего нет у куклы?») дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественного числа (не стало утят, игрушек, нет тапочек, платьярубашки).

Использование пространственных предлогов в, на, за, под, около подводит ребёнка к употреблению падежных форм (в шкафу, на стуле, за диваном, под столом, около кровати). Можно поиграть с ребёнком «В прятки», что поможет освоить эти грамматические формы: игрушки прячутся в разных местах, а ребёнок, находя эти места, правильно называет слова с предлогами.

Играя с ребёнком в игру «Кто как голос подаёт?» (воробей чик-чирик-чирикает, утка кря-кря-крякает, лягушка ква-ква-квакает), знакомим со способами образования глаголов. А на материале названий игры на музыкальных инструментах ребёнку показывается способ образования глаголов с помощью суффиксов (на барабане барабанят, на дудочке дудят, на трубе  трубят, а на гитаре и гармошке играют).

В работе над синтаксисом детской речи необходимо развивать умение строить разные типы предложений – простые и сложные. Использование игровых сюжетов помогает ребёнку заканчивать предложение, начатое взрослым. Например, игра «Что умеет делать Саша?». Взрослый начинает: «Саша умеет …пол (подметать), цветы (поливать), посуду (мыть)». Также можно предложить  малышу картинки, а малыш называет действия персонажей, видимые и воображаемые, т.е. перечисляет однородные члены, составляя предложение по картине.

Таким образом, взаимосвязь всех сторон речи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарной работы) является предпосылкой развития связной речи.

ВАШ ЛОГОПЕД

© CopyRight МБДОУ №17 г. Зеленогорск Красноярский край, 2012-2020, создание сайта: «Меридиан»