Описание «модели» выпускника МБДОУ № 187
Под моделью выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник нашего дошкольного образовательного учреждения. Модель выпускника разработана в соответствии с требованиями Государственного стандарта дошкольного образования, выбранным содержанием образования (реализуемой основной и парциальными общеобразовательными программами), спецификой и предназначением МДОУ и складывается из описания пяти основных потенциалов личности ребенка:
- познавательного,
- художественного,
- коммуникативного,
- нравственного (ценностного),
- физического.
Этот комплекс характеристик позволяет в определенной мере судить о полноте и целостности развития ребёнка. Он предназначен для педагогов, которые используя организованное наблюдение и специальные несложные задания, выявляют степень освоения ребёнком основных способов умственных действий, развития разных видов деятельности, наличие определённых знаний и умений.
Модель выпускника детского сада помогает родителям правильно решить, в каком возрасте - в шесть или в семь лет - их ребенку лучше начать обучение в школе, а учителю - сориентироваться в его индивидуальных особенностях.
Творческий коллектив в составе: педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения, творческая группа родителей воспитанников, учителей начальных классов, изложили своё представление о наиболее важных качествах личности ребёнка, которыми должен обладать выпускник нашего дошкольного учреждения.
Таким образом, модель выпускника нашего МБДОУ представлена следующим образом:
уровень сформированности интеллектуальных предпосылок для начала систематического школьного обучения, определяется:
- сформированностью познавательной активности, интереса к миру, желания узнать новое, любознательностью;
- способностью к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям;
- креативностью, способностью к творчеству;
- проявлением осведомлённости в разных сферах деятельности людей, обладанием представления о природных явлениях и закономерностях, знакомством с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами.
сформированность основ художественной культуры включают в себя две составляющие:
- Эстетическое отношение к миру, в том числе способность к освоению и активному преобразованию окружающего пространства;
- художественное развитие, сформированость интереса к творчеству;
Данные компоненты интегрируются в определённые качества личности, и от уровня культурного развития личности зависят:
- оперирование знаниями и умениями в области искусства;
- ценностные представления об искусстве в целом и отдельных его видах;
- умение делать эстетические суждения и оценки на основе развитой монологической речи с богатым словарным запасом;
- владение различными видами художественной деятельности, в том числе и творческой;
- сформированность личностных предпочтений, мотивов, побуждающих к активному участию в том или ином виде художественно-творческой деятельности;
- желание прообразовывать среду обитания по законам красоты;
сформированность коммуникативной и социальной сферы проявляется:
- в свободном выражении ребёнком своих желаний, намерений с помощью вербальных и невербальных (жестовых, мимических, пантомимических) средств;
- понимании разного характера отношения к нему окружающих взрослых и сверстников,
- умении выбирать линию поведения, соответствующую ситуации; умении попросить о помощи и оказать её; умении учитывать желания других людей, сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие в социально приемлемой форме;
- положительном самоощущении: уверенности в своих возможностях, в том, что его любят;
уровень сформированности нравственного потенциала характеризуется:
- положительным отношением выпускника к другим людям;
- принятием ценностей сотрудничества;
- стремлением выполнять деятельность значимую для самого ребёнка и окружающих;
- чувство собственного достоинства;
- чувство долга по отношению к другим людям.
Уровень состояния здоровья и физического развития выпускника представлен следующими характеристиками:
- высокие показатели физического здоровья;
- успешность в освоении основных видов движения;
- сформированность ценных гигиенических навыков и привычек.