Вверх
Вниз

В настоящее время описание такого сложного речевого дефекта, как общее недоразвитие речи, было бы неполным без характеристики  четвертого уровня речевого развития. К нему относятся дети с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. Речь таких детей, на первый взгляд, производит вполне благополучное впечатление. Лишь детальное и углубленное обследование, выполнение специально подобранных заданий позволяет выявить остаточные проявления общего недоразвития речи.

В речи детей встречаются отдельные нарушения слоговой структуры слов и звукопроизношения. Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанной речи.

Наряду с недостатками звукопроизношения  обнаружены у этих детей и отдельные нарушения смысловой речи. При достаточно разнообразном предметном словаре отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных и птиц (пингвин, страус), растений (кактус, вьюн), людей разных профессий (фотограф, телефонистка, библиотекарь), частей тела (подбородок, веки, ступня). При ответах смешиваются родовые и видовые понятия (ворона, гусь – птичка, деревья – елочки, лес – березки, креслы – стулья, кресло, диван, тахта). При обозначении действий и признаков предметов некоторые дети пользуются типовыми названиями и названиями приблизительного значения: овальный – круглый; переписал – писал. Лексически ошибок проявляются в замене слов, близких по ситуации (дядя красит щеткой забор – вместо «дядя красит кистью забор; кошка катает мяч – вместо «клубок», вместо «заяц шмыгнул в нору» — «заяц убежал в дыру», вместо «Петя заклеил конверт» — «Петя закрыл письмо»), в смешении признаков (высокая ель — «большая»; картонная коробка — «твердая»; смелый мальчик — «быстрый»; высокий забор – длинный; дедушка старый – взрослый и т. д.). Дети используют стереотипные формулировки, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова: нырнул - «купался»; зашила, пришила - «шила»; треугольный - «острый», «угольный» и т. д. Они плохо справляются с подбором синонимов и антонимов: хороший - добрый («хорошая»), азбука - букварь («буквы»), бег - ходьба («не бег»), жадность - щедрость («не жадность, добрый»), радость - грусть («не радость, злой») и т. п. Недоступными являются задания на подбор антонимов к словам с более абстрактным значением, таким как: молодость, свет, горе и т. д.

Ограниченность словаря проявляется также и в ошибках словообразования. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, эти дети по-прежнему затрудняются в образовании более редких вариантов. К ним относятся случаи образования увеличительных и многих уменьшительно-ласкательных форм существительных (ручище - «рукина, рукакища»; ножище - «большая нога, ноготища»; коровушка - «коровца», скворушка - «сворка, сворченик»), наименований единичных предметов (волосинка - «волосики», бусинка - «буска»), относительных и притяжательных прилагательных (смешной - «смехной», льняной - «линой», медвежий - «междин»), сложных слов (листопад - «листяной», пчеловод - «пчелын»), а также некоторых форм приставочных глаголов (вместо присел - «насел», вместо подпрыгнул - «прыгнул»). У детей наблюдаются существенные затруднения в понимании и объяснении значений многих слов: кипятильник - «чай варит», виноградник - «дядя с?дит виноград», танцовщик - «который танцует» и т. п.

Дети неточно понимают и употребляют пословицы, слова и фразы с переносным значением (выражение «широкая душа» объясняется как «очень толстый», а пословица «на чужой каравай рот не разевай» понимается буквально «не ешь хлеба»).

В связной речи детей наблюдаются ошибки согласования слов в роде, числе и падеже («В телев?зере каз?ли Череп?шков н?нзи», «в тетради пишу красным ручком и красным карандашом», «я умею казать двумями пальцыми», «я дома играю с компьютером, машинки, еще игры и солдатиком»), некоторых сложных предлогов («вылез из шкаф?» - вылез из-за шкафа, «встал к?ла сту?ла» - встал около стула, «собака озле будки» - собака возле будки).

При обследовании связной речи выявляются затруднения при составлении связных высказываний. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ с элементами творчества, дети используют преимущественно короткие малоинформативные предложения. Они  затрудняются передать логическую последовательность событий, «застревают» на второстепенных деталях сюжета, пропускают главные события, повторяют отдельные эпизоды по нескольку раз и т. д. При этом ребенку сложно переключиться на изложение истории от третьего лица, включать в известный сюжет новые элементы, изменять концовку рассказа и т. д.

Такие  ошибки впоследствии могут оказать негативное воздействие на качество овладения русским языком в процессе школьного обучения.

Наряду с указанными речевыми особенностями у детей с ОНР недостаточно сформированы процессы, тесно связанные с речевой деятельностью:

  • внимание и память;
  • мелкая (пальцевая) и артикуляционная моторика;
  • словесно-логическое мышление.

Поэтому логопедическая коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи IV уровня необходима для комплексной подготовки детей к обучению в школе.

Основные задачи работы логопеда - развитие и совершенствование звукопроизношения, лексико-грамматического строя языка, связной речи, а также подготовка детей к овладению элементарными навыками письма и чтения.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 25 гостей и нет пользователей

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.

© 2012, МАДОУ «Детский сад комбинированной направленности № 5» г. Сосновоборск