Адаптация в детском саду
Адаптация это большой стресс для ребенка, его нервы напряжены, им требуется разрядка (как и родителям, переживающим за то, что они отдали ребенка в детский сад) . Поэтому адаптация в детском саду – очень большая проблема.
Рекомендации:
- готовиться к переменам желательно за несколько месяцев до начала посещения детского сада;
- если вы постоянно находитесь рядом с ребенком, то примерно за месяц до того, как ребенок начнет посещать детский сад, поменьше чем обычно будьте рядом с ним;
- подробно расскажите ребенку о детском саде, чтобы у него сложилось собственное положительное представление о нем;
- ведите себя так, чтобы ребенок почувствовал гордость родителей за него – ведь он уже такой большой, что может ходить в детский сад;
- помогите ребенку осознать, что посещение детского сада необходимо и не делайте из этого события проблему, не обсуждайте каждый день предстоящие перемены в жизни ребенка;
- учите ребенка общаться, знакомиться с другими детьми, играть;
- познакомьтесь с режимом дня того детского сада, в который вы планируете ходить, и постепенно начинайте приучать к нему своего малыша;
- приучайте ребенка к самостоятельности в сфере гигиены и самообслуживания;
- заранее поговорите с воспитателем о вашем ребенке. Расскажите о его привычках, особенностях поведения, что он любит (не любит), какие предпочитает игры (занятия), о методах воспитания, принятых в вашей семье — обо всем том, что, по вашему мнению, должен знать воспитатель;
Длительность пребывания в группе:
1 неделя: 1-2 часа;
2 неделя: 4 часа;
3 неделя: 6 часов;
4 неделя: 8 часов.
- обговорите с воспитателем режим посещения на период адаптации. Обычно он планируется строго индивидуально и зависит от особенностей ребенка;
- если расставание с мамой проходит очень тяжело, пусть в садик его попробует отводить кто-то другой (например, папа, бабушка);
- дайте ребенку с собой какую-нибудь вещь, которая будет напоминать о маме (платочек, фотографию). Можно дать ему с собой "ключ от квартиры", без которого вы не попадете домой, пока не заберете его из садика;
- постепенно приучайте ребенка кушать в детском саду. Никогда и ничем не кормите его насильно;
- на третьей неделе предложите остаться и поспать вместе с детьми;
- если у ребенка трудности с укладыванием на сон, договоритесь с воспитателем о том, чтобы она разрешила брать с собой любимую игрушку для засыпания;
- окружайте детей вниманием, теплом, лаской, добротой. Чаще улыбайтесь!
- следите за чистотой носа, очищайте нос перед едой, сном, занятиями, прогулкой;
- во время еды последовательность блюд должна быть постоянной, перед ребенком должно стоять только одно блюдо, не горячее, но и не холодное, ребенок должен тщательно пережевывать пищу, т.к. проглатывать куски очень вредно. Не допускайте громких разговоров, торопить, насильно кормить, осуждать за неаккуратность;
- постарайтесь не делать перерывов в посещении садика в период адаптации, исключение — болезнь с температурой. Насморк не является поводом для отказа от похода в садик.
Полное привыкание в детском саду происходит только через три месяца. Наберитесь терпения! И не обсуждайте при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом. Не реагируйте на его выходки и постарайтесь не наказывать за капризы. Будьте мягче и ласковей.
Формы работы с родителями в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению
- Наглядная информация в родительских уголках и анкетирование - позволяют доносить важный справочный и информационный материал: ознакомление с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказание практической помощи. Формы работы - педагогические информационные стенды, выставки, папки-передвижки с материалами по различным вопросам семейного воспитания, фотовыставки, презентации, показы детских работ и многое другое.
- День открытых дверей - в этот день воспитатели знакомят детей и родителей с группой, проводят игры, направленные на знакомство детей между собой и родителей, игры с участием детей, родителей и воспитателей. У каждой семьи есть хорошая возможность увидеть и понять, в каких условиях будет расти и развиваться их малыш в среде сверстников. Зачастую такие встречи становятся настоящим образовательным событием.
- Родительские собрания -организованное ознакомление родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей в детском саду. Тематика их носит определенную направленность: адаптация ребёнка в детском саду; особенности возраста и особенности привыкания детей данной возрастной группы; характер поведения детей при поступлении в дошкольное учреждение и его зависимость от опыта общения ребёнка; роль семьи в период привыкания ребёнка к детскому саду.
- Индивидуальная беседа- может проходить по запросу родителя или по инициативе воспитателя. Проводится в утренние и вечерние часы, касается в основном самочувствия ребёнка, его настроения, поведения, его достижений или трудностей, в которых ребенку нужно обязательно помочь.
- Родительский клуб – площадка для обмена опытом семейного воспитания. Мастер - классы, квесты, семинары-практикумы, консультации для родителей проводятся для того, чтобы научить родителей, как правильно организовать деятельность детей дома. В зависимости от решаемых задач, проводятся они как со всей группой родителей, так и с небольшой группой родителей, которым необходимо овладеть определёнными педагогическими знаниями и умениями.
- Рекомендуемые темы занятий: как знакомить ребёнка с цветом, формой, величиной; упражнения для развития речи; что и как наблюдать в природе; игры со строительным материалом и тому подобное.
- По запросу родителей на такие встречи приглашаются все специалисты детского сада, от которых родители хотели бы получить интересующую их консультацию: заведующий, старший воспитатель, педагог – психолог, учитель – логопед, учитель – дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, медицинские работники.
- Все эти формы направлены на объединение усилий педагогов и родителей, чтобы привыкание ребенка к условиям дошкольного учреждения прошло легко и радостно для ребенка.