Чтобы научить ребенка чему-нибудь или добиться от него определенного поведения, родители должны показать ему,что хорошо (какое поведение они одобряют), а что – плохо (какие действия они осуждают).
Это можно сделать двумя путями – использовать «отрицательное подкрепление» или «положительное подкрепление»:
1. Отрицательное подкрепление – это наказание ребенка за проступки, ошибки, которые он совершает (нахмуривание, шлепок, лишение какого-то блага, невнимание к ребенку, выговор). Отрицательное подкрепление может привести:
• К ухудшению взаимоотношений между родителями и детьми.
• Ребенок даже если и усваивает, как поступать нельзя, то он ничего при этом способе обучения не узнает о правильном поведении (если так поступать нельзя, то как можно?). 
• Ожидание наказания может подавить проявление ребенком инициативы, активности. Ребенок будет бояться самостоятельно принимать решения, браться за новое дело, так как у него будет преобладать мотивация «избегание неудач», а не «достижения успеха». Все это может значительно усложнить жизнь малыша в будущем.
2. Положительное подкрепление – это поощрение достижений ребенка, награждение за успехи (похвала, ласка, подарки). Психологами экспериментально доказано, что положительное подкрепление гораздо эффективнее отрицательного, так как оно сразу формирует необходимое поведение. Все внимание при таком типе обучения сконцентрировано на достигаемых успехах.
Родителям надо иметь ввиду, что положительным подкреплением для ребенка может быть не только ваше внимание и материальное вознаграждение, то также и положительные эмоции, которые ваш малыш получает, когда достигает поставленной цели, когда видит, что у него что-то получается.
Для того чтобы сформировать необходимое поведение, надо увеличивать критерии такими ступенями, чтобы ребенку легко давалось постоянное улучшение результатов. Для этой цели можно порекомендовать так называемое «обучение с конечной стадии». Например, для того, чтобы научить ребенка готовить (и чтобы этот процесс ему был приятен), вначале научите накрывать на стол, подавая готовое блюдо. Потом научите раскладывать блюдо по тарелкам и накрывать на стол, потом – помешивать в процессе готовки, раскладывать по тарелкам и накрывать на стол, потом – наполнять посуду ингредиентами, помешивать, раскладывать, накрывать… Во всех случаях суть в том, что ребенок выполняет завершающую стадию процесса, как бы получая подтверждение, что у него «все получилось!», видя результаты своего труда.
Важно знать:
• что подкрепление не должно как запаздывать, так и даваться быстро. Так, похвала обучаемого, который находится в процессе выполнения задания, может привести к расслаблению последнего; запоздалое подкрепление не будет иметь того эффекта, которого можно добиться, подкрепляя вовремя.
• В конкретный промежуток времени отрабатывайте что-нибудь одно, не пытайтесь формировать поведение по двум критериям одновременно – так обучение пойдет гораздо быстрее.
• Занимаясь с ребенком, не заканчивайте урок без положительного подкрепления. Лучше всего прекращать работу на достигнутом успехе.

 

Полезные ссылки

© 2011, Детский сад № 248 г Красноярск