Особое место среди развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части, разрезанного определенным образом фигуры. Эта игра интересна детям. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Существует несколько плоскостных игр: такого плана: Пифагор, Колумбово яйцо, Могольская игра, одна из самых известных: ТАНГРАМ.
"Танграм" - одна из несложных игр, которая отлично развивает у ребенка восприятие и наглядно – образное мышление. Называют ее и "Головоломкой из картона", и "Геометрическим конструктором". Игра проста в изготовлении. Квадрат размером 8X8 см из картона, пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей. В результате получается: 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.
Последовательные этапы освоения игры "Танграм" ребенком 5 - 6 лет
После того, как Вы вместе с ребенком изготовили фигуры по образцу, рассмотрев фигуры, попросите ребенка разделить их по на 2 группы: треугольники и четырехугольники. Необходимо пояснить, что это набор фигур к игре, называется он - головоломка или танграм; так ее назвали по имени ученого; придумавшего игру. Из геометрических фигур можно составить много интересных изображений.
- Составить четырехугольник из большого и среднего треугольников.
- Составить новую фигуру из квадрата и 2 маленьких треугольников. (Сначала - квадрат, затем - четырехугольник.).
- Составить новую фигуру из 2 больших и среднего треугольника. (Пятиугольник и четырехугольник.)
Составление фигуры-силуэта зайца
Цель: Учить ребенка анализировать способ расположения частей, составлять, фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.
Ход работы. Взрослый показывает ребенку образец фигуры-силуэта зайца и говорит: "Посмотри внимательно на зайца и расскажи, как он составлен. Из каких геометрических фигур составлены: туловище, голова, ноги зайца?" Надо назвать фигуру и ее величину, так как треугольники, из которых составлен заяц (показать), разных размеров; предложить ребенку всё проговорить.
- Голова зайца составлена из квадрата, ухо - из четырехугольника, туловище - из двух треугольников, а лапы - тоже из треугольников.
- Туловище надо составить из 2 больших треугольников, лапу (вот эту) - из среднего треугольника и маленького, а другую - из маленького треугольника.
Теперь посмотри, какую геометрическую фигуру образуют 2 больших треугольника. Покажи стороны, углы этой фигуры.
- Это четырехугольник (показывает его контур, считает углы, стороны).
- А какую фигуру образует вместе средний и маленький треугольник?
- Прямоугольник.
- Нет, это четырехугольник, вот здесь (покажите) не как у прямоугольника.
Вот мы и рассмотрели, как составлен заяц, из каких фигур составлены туловище, голова, лапы. А теперь возьми свой набор и составляй.
В дальнейшем следует предлагать ребенку самостоятельно провести анализ фигуры и составить ее. Дети 5 - 6 лет составляют наиболее простые фигуры-силуэты: зайца, журавля, кенгуру, лису и др.
Составление фигуры из двух наборов геометрического конструктора.