Перспективы воспитания настоящих мужчин и истинных леди все чаще волнует общество. И если проблема воспитания девочек стоит не так остро, то формирование настоящих мужчин, становление их личных качеств вызывает тревогу. Многолетние наблюдения подтверждают тот факт, что девочки в меру своей природной активности оказывают большое влияние на своих сверстников мальчишек.
Вызывает озабоченность компетентность взрослых в осуществлении дифференцированного подхода в воспитании детей разного пола, поскольку одна из основных сложностей состоит в том, что в основном в воспитании и обучении участвуют женщины.Вот один из примеров феминистического подхода воспитания в семье и учреждениях образования. Окруженные женщинами мальчики в семье и образовательном учреждении легко перенимают данный тип поведения. При отсутствии мужского примера они фенимизируются, становятся инфантильными, зависимыми и безответственными. Особенно эти особенности в большей степени характерны для мальчиков, живущих в городе, так как для города не характерно жесткое деление сфер занятости на «женские» и «мужские», утраты народных традиций воспитания. У мальчиков, являющимся единственным ребенком в семье, проявляются демонстративность, одиночество, тоска, уныние, тщеславие. Женское воспитание в основном основано на житейском опыте и отсутствие теоретических знаний. Особенно опасен перенос взрослым своего личного негативного опыта взаимоотношений с мужчинами на воспитанников- мальчиков, их отцов и т.д. Взрослые испытывают затруднения в выборе стратегии воспитания, и не могут пояснить, как осуществлять дифференцированный подход. Для женщины психология девочек ближе и им мало пригоден собственный опыт при воспитании мальчика, т.к. сравнивать себя с ними бесполезно, а иногда даже и вредно. Сложность воспитания мужественности связана с тем, что в дошкольном детстве мальчик – это как бы полный антипод тому будущему образу, которым ему предстоит стать. Мужчина – это воплощение и символ физической силы, а мальчик же – слаб, раним и уязвим.
Особенность воспитания детей разного пола в настоящее время связаны с современными тенденциями структуры семьи, которые осложняют полоролевую социализацию детей. Это связано с возрастанием экономического равенства мужа и жены, поворотом от семьи большой, трехпоколенной, к семье малой двухпоколенной, от четкого разделения семейных ролей к взаимозаменяемым хозяйственно - педагогическим функциями, падением авторитета отцов и отсутствие для ряда работающих женщин хозяйственной работы на дому.
Дифферецированный подход к организации познавательной деятельности предполагает учет гендерных различий психики детей. При работе с детьми необходимо помнить о более поздней врабатываемости мальчиков и необходимости частой смены деятельности для них. Специфика познавательного развития предполагает использование зрительных стимулов для мальчиков, слуховых для девочек, более подробных объяснений поисковых и творческих заданий для девочек, активизацию работы с конструкторами в совместной работе с мальчиками. При организации работы с мальчиками стоит быть умеренными в требованиях полного ответа от мальчиков, поскольку у девочек речь связана с беглостью, скоростью, объемом слов в единицу времени, а у мальчиков – сторона речи, связанная с поиском и нахождением словесных ассоциаций, нестандартных решений. При организации взаимодействия со взрослыми не следует требовать от мальчиков «женского» поведения при ответе (девочки смотрят при ответе в лицо, ищут подтверждения правильности). Мальчики смотрят вниз, в сторону, шепчут себе под нос, а взрослому кажется, что они не думают, не ищут решений Особенности оценочной деятельности женщины-педагога связаны с тем, что при прочих равных условиях мальчики получают чаще отрицательные оценки, которые, закрепляясь, ведут к формированию отрицательной самооценки. При чем девочкам важно как, и в какой форме, каким тоном их оценили, а мальчикам что именно было оценено. Необходимо оценивать дополнительные усилия ребенка, ориентируясь на сверстников одного с ним пола. При развитии детей необходимо распределять операции с учетом пола ребенка. У мальчиков важно формирование навыков владения инструментами, а у девочек – умение украшать интерьер, ухаживать за малышами и др. Необходимо удовлетворять потребность мальчиков в соревновательности, а женщине всегда хочется, чтобы победила дружба. Для игр мальчиков характерны: большое количество участников, четкость иерархии, большая игровая конкурентность и корпоративность, конфликтность, применение физической силы. Для игр у девочек характерны: не большое количество участников, невысокая корпоративность, лидерство завоевывается вербальными переговорами.
Символы мальчиков: свобода и путешествие (ветер, окно, горы, мосты, горизонт, космические полеты, машины, самолеты, ракеты и др.), сила и борьба (меч, копье, лук, стрелы, крепость), враг (драконы, роботы, монстры, змеи), победа (флаг, горн, крики «ура»).
Символы девочек: материнство (куклы, невесты, детские кроватки и коляски), женственность, изящество, легкость, нежность (воздушные шарики, птички, принцессы), достатка в доме (ягоды, фрукты, овощи, грибы), женская красота (цветы, яркие губы, глаза, наряды).
Коммуникативно – эмоциональные проявления у детей разного пола - разные. Так мальчики кратковременно, но ярко реагируют на эмоциональный фактор, отсюда потребность быстро снять напряжение. В ответ на долгие нотации взрослых они «отключают» свое слуховое восприятие, не воспринимают информацию. У девочек резко нарастает общая активность всех структур мозга, они в любую секунду готовы отреагировать на эмоциональный фактор. В ответ на нотации взрослых они реагируют слезами и гневом. В общении мальчики ориентированы на конкретную информацию, во время общения смотрят в сторону или перед собой. Девочки ориентированы на отношения между людьми, задают вопросы для установления контактов, во время общения смотрят в лицо взрослому и ждут одобрения.
И, наконец, умеренность авторитарной позиции взрослого в общении с мальчиками. В отношении мужского пола эволюция вела отбор на сообразительность, находчивость, изобретательность, в отношении женского – отбор на адаптируемость, воспитуемость, поэтому девочки принимают не свойственную им стратегию решения задач, навязанную взрослыми, и в определенной мере справляются с заданиями. Мальчики в таких ситуациях стараются у ходить из под контроля взрослого, не подчиняться ему.
Проблема в воспитании тогда, когда ребенок единственный в семье. Родители проецируют ожидания свойственные для обоих полов. Например, если ребенок девочка, то у нее культивируют волевые, силовые, лидерские качества, для того, чтобы она могла постоять за себя, обеспечить родителей в старости и т.п.
Вторая категория детей из неполных семей, переживших развод родителей. Именно отцы более дифференцированно относятся к ребенку в зависимости от пола, чем матери. Отсутствие отца в семье негативно сказывается на полоролевом поведении мальчиков: мужские качества у них вырабатываются более медленно, либо в несбалансированном варианте (как проявление агрессивности).
Необходимо соблюдение режима питания детей с учетом их пола, т.к. питание влияет на способность учиться Ряд исследований показал, что увеличивать утром углеводную нагрузку (хлеб, сахар, каша) детям с малоподвижным образом жизни не рекомендуется, т.к. в результате при распаде сахаров у мальчиков наблюдается тенденция к возбуждению, а у девочек – депрессия или эмоциональный спад. Мальчики становятся импульсивными, а девочки на время уходят в себя или расстраиваются. И ни те, ни другие не готовы к восприятию или самостоятельному открытию знаний. Пища с высоким содержанием волокон и протеина (йогурт, молоко) обеспечивает успешность в обучении, активизирует способность к обучению, т.к благодаря такой еде клетки мозга растут быстрее. Улучшается и общее состояние ребенка. Нехватка жирных кислот в питании всех детей также может оказаться не способствующим фактором к обучению.
Советы по воспитанию
- У девочек в первую очередь необходимо развивать крупную моторику, а у мальчиков мелкую.
- Мальчикам необходимо разъяснять задачу более долгое время, чем девочкам.
- Для развития девочек необходимо использовать больше головоломок.
- С девочками чаще используйте иллюстративность, образность это поможет сделать представления боле конкретными.
- Хвалите мальчиков за их подвижность, энергичность, активность, усложняйте для них поисковые задачи, проблемные ситуации.
- Приглашайте на занятия родителей детей, в присутствии мужчин и пожилых людей (особенно мальчики) ведут себя более организованно и стараются произвести благоприятное впечатление.
- Хвалите девочек и мальчиков, и мальчиков чаще, особенно за хорошо выполненные действия. Фотографируйте детей, успешно выполняющих задачу. Этот прием для обоих полов поможет гордиться своими достижениями, повысит мотивацию успешного решения задач.
Педагог-психолог Н.Г. Воробьева
по материалам сайта vk.com.