Консультация для воспитателей и родителей
Игры с песком летом
Учитель-логопед С.Г. Рыбакова
Задачи:
- Регулировать мышечный тонус
- Автоматизировать звуки
- Развить фонематический слух
- Формировать слоговую структуру слова
- Закреплять умения проводить звуковой анализ слов
- Развивать связную речь
Все эти задачи решаем с помощью игровых методов.
Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики
- положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев. Расскажи о своих впечатлениях.
- погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки.
- погрузить пальцы в песок или сжимать и разжимать поочередно- то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.
- погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны»,
- погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики»).
- при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.
Артикуляционные упражнения
- «Лошадка» - щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».
- «Индюки» - языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.
- «Качели» - языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.
- «Часики» - языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.
- «Накажи непослушный язычок» - губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.
Автоматизация звуков
- «Сильный мотор» - произносить звук Р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
- «Слабый моторчик» - произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку.
- «Горочка» - набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.
- «Дорожка» - произносить заданные воспитателем слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.
- «Совпадение» - воспитатель закапывает в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.
Развитие фонематического слуха
- «Спрячь ручки» - прятать руки в песок, услышав заданный звук.
- «Слоговые дорожки» - рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.
- «Водолаз» - со дна таза с пеком, ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы с дифференцируемыми звуками.
- «Два моря» - коробка с песком делится перегородкой на две части. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, «в море С» и «море Ш»).
- «Два города» - под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.
Формирование слоговой структуры слова
-«Полоски» - ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.
-«Исправь ошибку» - взрослый чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
-«Раздели слово на слоги» - ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.
-«Художник» - воспитатель произносит слово, а ребенок рисует на песке столько кругов, (квадратов, треугольников и т.д.), сколько слогов в слове.
Словарная работа
- «Сложные слова» - ребенок выполняет по просьбе взрослого определенные действия: льет сверху воду - анализируется слово «водопад»; разбирает в воде модель кораблика – происходит аналогичная работа со словом «кораблекрушение»; сливает воду через разрезанную наполовину широкую пластмассовую трубочку – образуется слово «водослив».
- «Родные слова» - в играх с водой и при демонстрации отдельных действий образуются родственные слова: вода, водичка, наводнение, водяная (мельница), приводнился (гидросамолет);
в играх с песком - песок, песочек, песочница, песочные (часы), а для детей 7 лет в пассивный словарь вводится идиоматическое выражение «пропесочить» кого-то.
- «Я делал - я сделал» - глаголы первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени: закапываю в песок – закапывал, лью – лил и т.д.
Совершенствование грамматического строя речи
- «Лодочка» - в этом игровом упражнении с водой или с песком можно учить правильно, употреблять в речи некоторые грамматические категории:
- предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;
- приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ, ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;
- наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.
- «Чего не стало» - игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Это упражнение используется только при работе с песком, когда воспитатель стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.
- «Подбери слово» - ребенок обнаруживает спрятанные в песке или плавающие по воде различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, блюдце – пластмассовое).
Звуковой анализ слова и предложения
На песке можно чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.
Обучение грамоте
- «Напиши на песке» - ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, а взрослый их читает. Допускается и обратный вариант.
- «Буква потерялась» - Детям 7 лет можно предложить написать на песке короткое слово (с одним слогом), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Взрослый угадывает задуманное и написанное ребенком слово.
Связная речь
При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.
- «Дорисуй картинку и составь предложение» - воспитатель рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.
- «Начни предложение» - ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, воспитатель (или другой ребенок) заканчивает фразу.
- «Друзья» - при рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).
- «Что случилось?» - при создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому, что ее шарик лопнул»; «Кораблик перевернулся, потому, что была сильная буря»).
Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки с демонстрацией действий, и используя игрушки. Часто в процессе пересказа дети начинают фантазировать, придумывая продолжение рассказа. Удачнее, чем по картинкам и предметам, проходят на песке занятия по составлению рассказов-сравнений, рассказов-описаний.
- «Две игрушки» - на песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар).
Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.
Воздушный шар. Я круглый.
Мяч. Я тоже
Шар. Если меня ветерок подхватит, я полечу
Мяч. А если по мне ударят – я высоко подскачу.
Шар. На мне нарисован красивый цветок.
Мяч. А я украшен разноцветными полосками
Шар. Меня надувают воздухом.
Мяч. И у меня внутри воздух.
- «Рыбка» - выполняя действия с игрушкой в воде, ребенок составляет рассказ-описание. Описывая внешний вид рыбки, он проводит в воде пальцем по частям ее тела. «Мне нравится эта рыбка. У нее хвостик ярко- красный, головка желтая, а спинка зеленая. У этой рыбки круглые черные глазки. Она любит плавать в теплой водичке. Рыбка умеет даже выпрыгивать из воды и нырять глубоко-глубоко. Иногда она достает до самого дна и ищет там корм».
Особенно любят дети сочинять небылицы, сказки.
В процессе рисования на песке и одновременного рассказывания дети дополнительно используют короткие веточки, шишки, косточки плодов, пуговки, счетные палочки, которые становятся пришельцами из космоса, сказочными драконами, волшебниками.
Результаты использования игр с песком таковы:
- Налаживается эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми.
- Достигаются положительные эмоции, снижаются негативные проявления, уменьшается проявление отрицательных эмоций.
- Совершенствуются гуманные чувства детей.
- Развивается речь, мышление, познавательные процессы и творческие способности детей.
- Приобретается первый опыт рефлексии, умение понимать себя и других.
Литература:
- Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротеропия. СПб.: 1998.
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.СПб.:Детство-Пресс,2005.