gosuslugi2

 

Составил: учитель-логопед Нигматулина Ольга Владимировна

МБДОУ д/с №14

ОСЕНЬ

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибать пальцы, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимать и разжимать кулачки)

Листья берёзы, листья рябины,

(загибать пальчики, начиная с большого)

Листья тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

(Шагают по столу средним и указательным пальчиками.)

ОВОЩИ И ФРУКТЫ

«У Лариски – две редиски»

 

У Лариски —

Две редиски.

У Алешки —

Две картошки.

У Сережки-сорванца —

Два зеленых огурца.

А у Вовки —

Две морковки.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки.

В. Волина

(По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.)

 

 

 

«Компот»

 

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много.  Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Н. Нищева

 

(Левую ладошку держат «ковшиком», указательнымпальцем правой руки «мешают».)

 

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

 

(Опять «варят» и «мешают».)

 

ГРИБЫ И ЯГОДЫ

«За ягодами»

 

Раз, два, три, четыре, пять,

В лес идем мы погулять.

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

(Пальчики   обеих   рук   «здороваются», начиная с больших.)

 

(Обе   руки   «идут»   указательными   и средними пальцами по столу.)

 

(Загибают пальчики, начиная с большого.)

 

 

«По грибы»

Пальчик, пальчик, где ты был? (Пальцы сжаты в кулак.)

Этот пальчик в лес ходил, (отгибается мизинец).

Этот пальчик гриб нашёл, (отгибается безымянный палец).

Этот пальчик чистить стал, (отгибается средний палец).

Этот пальчик жарить стал, (отгибается указательный).

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.(отгибается большой палец).

Можешь пальцы сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять.

(считается каждый палец отдельно).

 

ИГРУШКИ

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино,

И веселый Чипполино,

И  котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать

(Попеременно   хлопают   в   ладоши   и стучат кулачками.)

 

(Загибают поочередно все пальчики.)

 

 

 

(Разгибают поочередно пальчики.)

 

(Попеременно   хлопают   в   ладоши стучат кулачками.)

ОДЕЖДА

Алёнка-малёнка

Шустра, быстра:

Воды наносила,

Сарафан дошила,

Носок довязала,

Ягод насобирала,

Песню допела -

Везде поспела.

В охотку ей дело

(Хлопок  ладонями, удары кулаками друг о друга – 2раза)

 

(Загибают пальцы по одному, начиная с большого)

 

 

 

(Хлопки ладонями, удары кулаками друг о друга – 2раза)

ОБУВЬ

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Сережки,

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

Н. Нищева.

(Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по коленям.)

 

(На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого.)

МЕБЕЛЬ

«Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

Н. Нищева

(Загибают пальчики, начиная с большого, на обеихруках.)

(Сжимают и разжимают кулачки.)

(Загибают пальчики, начиная с большого).

 

 

 

 

 

 

 

(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками).

ПОСУДА, ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

«Помощники»

Раз, два, три, четыре(Дети сжимают и разжимают кулачки.)
Мы посуду перемыли.(Трут одной ладошкой о другую.)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.(Загибают пальчики, начиная с большого.)
Мы посуду перемыли,(Опять трут одной ладошкой о другую.)
Только чашку мы разбили,(Загибают пальчики, начиная с мизинца.)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. (Сжимают и разжимают кулачки.)

Н. Нищева

«Шалун»

Наша Маша варила кашу

Кашу сварила, малышей кормила.

(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием

соответствующих слов)

А этому - не дала.

Он много шалил,

Свою тарелку разбил.

(со словами последней строчки пальцами другой руки

брать мизинчик и слегка покачивать)

ЗИМА

«Снежок»

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий.

Раз — подбросим.

Два — поймаем.

Три — уроним

И... сломаем.

Н. Нищева

(Загибают пальчики, начиная с

большого.)

(«Лепят», меняя положение ладоней.)

(Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.)

(Грозят пальчиком.)

(Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.)

(Ловят воображаемый снежок.)

(Роняют воображаемый снежок.)

(Топают.)

 

 

 

«Мы во двор пошли гулять»

 

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пришли  гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки  мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли.

Съели суп  и спать легли.

Н. Нищева

(Загибают пальчики по одному.)

(«Идут» по столу указательным и средним пальчиками.)

(«Лепят» комочек двумя ладонями.)

(Крошащие движения всеми пальчиками.)

(Ведут  указательным   пальцем  правой руки по ладони левой руки.)

(Кладут ладошки на стол то одной, то

другой стороной.)

(Отряхивают ладошки.)

(Движения воображаемой ложкой; руки под щеку.)

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

«Кормушка»

 

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

Н. Нищева

(Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

(На каждое название птицы загибают по одномупальчику.)

(Опять   сжимают   и   разжимают   кулачки.)

НОВЫЙ ГОД

«Ёлочка»

 

Перед нами елочка:

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звезды, человечки.

Н. Нищева

(Пальцы рук переплетены, из больших

пальцев — верхушка «елочки».)

(Кулачки, указательные пальчики выставлены.)

(«Шарики» из пальцев вверх, вниз.)

(«Ушки» из указательного и среднего пальцев;

обе ладони сложены, пальцы сжаты.)

(Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе.)

ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

«Уточка»

 

Шла уточка бережочком,

Шла серая по крутому.

Вела детей за собою,

И  малого, и большого,

И среднего, и меньшого,

И самого любимого.

(«Идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь.)

(Загибают безымянный палец; большой палец.)

(Загибают средний палец; мизинец.)

(Загибают указательный палец.)

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала.

— Ну-ка, милый пастушок,

Ты спеши-ка на лужок.

Там Буренка лежит,

На теляток глядит.

А домой не идет,

Молочка не несет.

Надо кашу варить,

Сашу кашей кормить.

Народная песенка.

(Пальцы обеих рук сложены в колечки и поднесены ко рту; дети выполняют круговые движения — «играют на дудочке».)

(Ритмичные удары в ладоши и кулачками друг о друга попеременно.)

(«Идут» указательным и средним пальцами по столу.)

(Ритмичные удары в ладоши и кулачками друг о другапопеременно.)

(Указательным пальцем правой руки «варят кашу» на левой ладошке.)

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

«Сидит белка на тележке»

 

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки

Лисичке - сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

(Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно.)

(Загибают по одному пальчику, начиная с большого.)

 

 

(Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками)

ПРОФЕССИИ

«Что принёс нам почтальон»

 

Что принес нам почтальон?

С толстой сумкой ходит он.

Перевод, журнал,  газету,

В бандероли — две кассеты

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

(Сжимают и разжимают кулачки.) («Шагают» пальчиками по столу/коленям)

(На каждое наименование загибают по одному пальчику, начиная с большого.)

ТРАНСПОРТ

«Посчитаем»

Раз, два, три, четыре, пять -

Буду транспорт я считать.

Сжимают и разжимают пальчики.

Автобус, лодка и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолет,

Корабль, поезд, вертолет.

Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки.

СКАЗКИ

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.

Эта сказка - «Теремок».

Эта сказка - «Колобок».

Эта сказка - «Репка»:

Про внучку, бабку, дедку.

Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.

«Волк и семеро козлят» -

Этим сказкам каждый рад!

Показывают большой палец.

ВЕСНА

«Гроза»

Капли первые упали,

(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)

Пауков перепугали.(внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать, как разбегаются пауки)

Дождик застучал сильней,

(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Птички скрылись средь ветвей.

(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной;

махать пальцами, сжатыми вместе).

Дождь полил как из ведра,

(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Разбежалась детвора.

(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу,

изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).

В небе молния сверкает,(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)

Гром все небо разрывает.

(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)

А потом из тучи солнце

(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)

Вновь посмотрит нам в оконце!

ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ

«Ласточка»

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

— За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу

Весну - красну.

(На каждую строку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, — сначала на правой, потом на левой руке.)

 

СЕМЬЯ

«Большая семья»

 

Как у нас семья большая

Да веселая.

Два у лавки стоят,

Два учиться хотят,

Два Степана у сметаны

Объедаются.

Две Дашки у кашки

Питаются.

Две Ульки в люльке

Качаются.

(Ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно.)

(Загнуть большие пальцы на обеих руках.)

(Загнуть указательные пальцы на обеих руках.)

(Загнуть средние пальцы.)

(Загнуть безымянные пальцы.)

(Загнуть мизинцы.)

НАСЕКОМЫЕ

«Пчела»

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.

Н. Нищева

(Машут ладошками.)

(На каждое название насекомого загибают один пальчик.)

(Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)

(Машут ладошками.)

(Роняют ладони на стол.)

«Жучок»

Этот маленький жучок по земле гуляет,

Листик сладенький найдёт и его кусает.

 

Чтоб ещё листочек съесть, хочет он повыше влезть.

 

Этот маленький жучок по траве гуляет...

Этот маленький жучок  по кустам гуляет...

Этот маленький жучок  выше залезает,

Вот он ямочку нашёл,

 

Лёг и отдыхает.

Он не будет вас кусать,  хочет он чуть-чуть поспать.

(Перебираем пальцами по ладоням.)

(Щипаем ладони.)

Перебираем пальчиками по рукам (от ладоней до локтей).

(Перебираем пальцами по коленям.)

(Перебираем пальцами по животу.)

(Перебираем пальцами по груди.)

("Жучок заползает" в ямочку на плече у шеи.)

(Пальчики сжимаем в кулаки.)

(Опускаем голову вниз, глаза закрываем.)

РЫБЫ

Жил да был один налим,

Два ерша дружили с ним.

Прилетали к ним три утки

По четыре раза в сутки

И учили их считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

 

Народная потешка

(Плавные движения сложенными ладошками, имитирующие движения плавников.)

(Ладони раздвинуты; движения ладонями порознь.)

(Руки сложены накрест, взмахи ладонями.)

(Сжимать и разжимать кулачки.) (Загибать пальчики, начиная с большого.)

ЦВЕТЫ

Наши алые цветы распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

(Локти и предплечья прижаты друг к другу, кисти сомкнуты в виде лодочки перед лицом, затем кисти раскрываются в виде чаши).

(Кисти рук в виде чаши делают движения почасовой стрелке и против часовой стрелки).

(Пальцы плотно соединяются, кисти рук медленно из чаши делают лодочку?)

(Кисти рук в виде лодочки или бутона наклоняются вправо и влево).

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Лопухина И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение. - СПТб, 2004.
  2. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. . —— СПб.: ДETCТВО-ПРЕСС, 2004.
© CopyRight Официальный сайт МБДОУ №14 г. Зеленогорск, 2012-2024, создание сайта: «Меридиан»