gosuslugi2

 

Составил: учитель-логопед Нигматулина Ольга Владимировна

МБДОУ д/с №14

 

ОВОЩИ, ФРУКТЫ

1. Хозяйка однажды с базара пришла («шагаем» указательным и средним пальцем по столу),

Хозяйка с базара домой принесла (загибаем по одному пальчику на строчку на обеих руках):

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.

Ох! .. (хлопок в ладоши)

2. Вот овощи спор завели на столе (попеременные удары кулачками и ладонями)

Кто лучше, вкусней и нужней на земле

Картошка?(загибаем пальцы на обеих руках):

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свёкла?

Ох!..(хлопок в ладоши)

3. Хозяйка тем временем ножик взяла (раскрытой ладонью, поставленной на ребро, делаем режущие движения по раскрытой ладони другой руки).

И ножиком этим крошить начала

Картошку,(загибаем по очереди пальцы на руках):

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.

Ох!..(хлопок в ладоши)

4. Накрытые крышкой, в душном горшке( ладони складываем крест накрест на столе)

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка,(загибаем пальцы на руках):

Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свёкла.

Ох!...(хлопок)

И суп овощной оказался неплох! (гладим себя ладошкой по животу)

Ю.Тувим

 

Диалог

—В лавку ходил? (Большой палец дважды сгибается.)

—Ходил (указательный палец дважды сгибается).

—Лопату купил? (Большой палец дважды сгибается.)

—Купил (средний палец дважды сгибается).

—Грядку вскопал? (Большой палец дважды сгибается.)

—Вскопал (безымянный палец дважды сгибается).

—Картошку собрал? (Большой палец дважды сгибается.)

—Собрал (мизинец дважды сгибается).

—И чисто помыл? (Большой палец дважды сгибается.)

—Помыл (указательный палец дважды сгибается).

—И много сварил? (Большой палец дважды сгибается.)

—Сварил (средний палец дважды сгибается).

—Вот теперь отдохнуть тебе дам, а уж съем я картошку сам!(Большой палец сгибается и распрямляется. )

 

 

 

Сливы

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний пальчик — самый меткий:

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

Поочередно загибать пальчики сначала правой, а затем левой руки.

ЯГОДЫ

 

По ягоды

С веток ягоды снимаю

И в лукошко собираю.

Ягод — полное лукошко!

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть —

Легче будет к дому путь.

Я поем еще малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять...

Снова буду собирать.

И. Лопухин

 

ГРИБЫ

 

Шла ворона через поле

Шла ворона через поле, («Шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу.)

Шесть грибов несла в подоле:(Дети показывают шесть пальцев.)

Сыроежку, боровик, (На каждое название гриба дети показывают пальчики, начиная с мизинчика.)

Под-оси-но-вик,

Груздь, опёнок,

Шампиньон. (Показывают указательный палец на правой руке.)

Кто не видел –

Выйди вон!(Ритмично ударяют то ладонями, то кулачкамипо столу.)

 

ОСЕНЬ

Вышел дождик погулять

Раз, два, три, четыре, пять (Удары по столу пальчиками обеих рук.Левая начинает с мизинца, правая - с большого пальца.)

Вышел дождик погулять.

(Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук.)

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

(«Шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу.)

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

(Ритмично ударяют то ладонями, то кулачкамипо столу.)

Дождь вздохнул тихонько:

 

(Часто и ритмично бьютв ладоши)

? Ох!

(Один хлопок.)

И ушел.

Газон засох.(Ритмичные хлопки по столу.)

ОДЕЖДА

 

Перчатка

Весёлая мышка

Перчатку нашла,

Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.

Гнездо в ней устроив,

Складываем ладоши "ковшом"

Мышат позвала.

Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест)

Им корочку хлеба

Дала покусать,

Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.

Погладила (отшлёпала) всех и отправила спать.

Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).

Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

 

Я перчатку надеваю

Я перчатку надеваю,( Сжимать и разжимать пальцы.)

И в неё не попадаю.

Сосчитайте-ка, ребятки, (Хлопают в ладоши.)

Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать: (Загибают пальцы на счёт.)

"Раз, два, три, четыре, пять!"

У Матрёшиной сестрицы

У Матрёшиной сестрицы (Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по левой ладони.)

По деревне небылицы: (Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по правой ладони.)

Ходит утка в юбке,

В тёплом полушубке,

Курочка – в жилете,

Петушок – в берете,

Коза – в сарафане,

(На каждое название животного загибают пальцы на руках, начиная с больших.)

А всех их пригоже

Корова в рогоже.

(Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками.)

Народная потешка.

Мама кукле платье шила

Мама кукле платье шила(Большим пальцем прикасаться поочереди к остальным)

Я ей помогала. (Большим пальцем прикасаться поочереди к остальным на другой руке)

Чтобы мама не грустила, (Тоже одновременно на двух руках)

Песни распевала (Развести руки в стороны, ладони вверх)

Постираю чисто с толком (Имитация стирки)

Рубашку, кофту и футболку,

Свитерок и брюки -

Устали мои руки! (Встряхнуть руками.)

ОБУВЬ

Новые кроссовки

Как у нашей кошки

На ногах сапожки,

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький обувает валенки.

А сыночек Вовка - новые кроссовки.

(Загибать на обеих руках пальчики, по одному, начиная с больших.)

Вот так. Вот так.

Новые кроссовки.

("Шагать" по столу средним  и указательным пальцами обеих рук.)

Н. Нищева

ПОСУДА

Машина каша

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила. (Указательным пальцем правой руки «мешают» в левой ладошке.)

Положила Маша кашу

Кошке – в чашку,

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку,

В миску курице, цыплятам

И в корытце поросятам.(Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название посуды.)

Всю посуду заняла, (Разжимают пальцы.)

Всё до крошки раздала. (Сдувают воображаемые крошки с ладошки.)

Н. Нищева

ЗИМА

Падал снег на порог.

(Дети два раза медленно опускают ладони на стол.)

Кот слепил себе пирог.

А пока лепил и пёк, (Показывают, как лепят пирог.)

Ручейком пирог утёк. («Бегут» пальчиками обеих рук по столу.)

Пирожки себе пеки

Не из снега – из муки. (Опять показывают, как лепят пирог.)

П.Воронько

 

Снежинки

Стою и снежинки в ладошку ловлю. (Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.)

Я зиму, и снег, и снежинки люблю. (Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.)

Но где же снежинки? (На вопрос сжать кулаки.)

В ладошке вода. (На ответ – разжать.)

Куда же исчезли снежинки? Куда? (На первый вопрос сжать кулаки, на второй – разжать.)

Растаяли хрупкие льдинки-лучи…

Как видно, ладошки мои горячи. (Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.)

Н. Нищева

 

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

(Дети загибают пальцы на руках – по одному на каждое двустишие.)

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надёжный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт он лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нём.

(На последние две строчки дети поочерёдно то хлопают в ладоши, то ударяют кулачками друг о друга.)

В.Пальчинскайте.

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Дай молочка, Бурёнушка,

Хоть капельку – на донышке.(Дети показывают, как доят корову.)

Ждут меня котятки,

Малые ребятки.(Делают «мордочки» из пальчиков.)

Дай им сливок ложечку,(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Творогу немножечко,

Масло, простоквашки,

Молочка для кашки.(Снова «доят»)

Всем даёт здоровье молоко коровье.

Чешская песенка

ПТИЦЫ

 

(Большой и указательный пальцы правой руки замкнуть в «колечко» и надевать по очереди на все пальцы левой руки – от большого до мизинца.)

Птичек мы окольцевали, («Колечко» на большой палец.)

Наблюдали, узнавали, («Колечко» на указательный палец.)

Улетев в какие дали,(«Колечко» на средний палец.)

Где морозы переждали,(«Колечко» на безымянный палец.)

Что пернатые клевали,(«Колечко» на мизинец палец.)

Гнёзда где свои свивали.(Затем «колечко» из пальцев левой руки надевать на пальцы правой.)

Где вы яйца отложили,

Как вы бури пережили,

Сколько вы, в конце-концов,

В гнёздах вывели птенцов?

И.О. Крупенчук

НОВЫЙ ГОД

На ёлке

Мы на ёлке веселились, (Ритмичные хлопки в ладоши.)

И плясали, и резвились. (Ритмичные удары кулачками.)

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнёс. ("Шагать" по столу средним  и указательным пальцами обеих рук.)

Дал большущие пакеты, (Рисуют руками большой круг.)

В них же вкусные предметы: (Делают ритмичные хлопки.)

Конфеты в бумажках синих, (Загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого.)

Орешки рядом с ними,

Груша,

Яблоко, один

Золотистый мандарин.

В. Волина

 

МЕБЕЛЬ

Много мебели в квартире

Раз, два, три, четыре,

(Загибают пальчики, начиная с больших, на обеих руках.)

Много мебели в квартире. (Сжимают и разжимают кулачки.)

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ноги отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом посидели за столом. (Загибают пальчики, начиная с больших, на обеих руках.)

Чай с вареньем дружно пили,

Много мебели в квартире.

(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

Н. Нищева

ТРАНСПОРТ

Гонки

Раз, два, три, четыре, пять.(Возят машинку по каждому пальчику вперёд и назад, начиная с большого пальца.)

Можно гонки начинать. (Теперь тоже самое, но начиная с безымянного пальца.)

По кругу, по кругу, вперёд и назад,(Теперь – по кругу в одну сторону и другую сторону.)

Но пальцы машинку мою тормозят.(Вновь катают машинку по пальчикам, которые слегка согнуты.)

Закрылись. (Сжимают кулак.)

Машинка стоит уже в гараже.

И фары погасли, не светят уже.

(Заглядывают в маленькую щелочку в кулаке.)

Н. Нищева

ДЕТСКИЙ САД

Наша группа.

В нашей группе все друзья.

(Дети ритмично стучат кулачками по столу (коленкам).

Самый младший – это я.(Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.)

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

Прогулка

Пошли пальчики гулять,

(Руки сжаты в кулаки, большие пальцы "бегут" по столу.)

А вторые догонять.

(По столу "бегут" указательные пальцы).

Третьи пальчики бегом,

(Средние пальцы.)

А четвертые пешком.

(Безымянные пальцы.)

Пятый пальчик поскакал

(Касаться стола ритмично обоими мизинцами.)

И в конце пути упал.

(Хлопнуть кулаками по столу.)

Этот пальчик хочет спать

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

(Дети в соответствии с текстом загибают правой рукой свои пальчики, начиная с мизинца.)

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди…(«Грозят» мизинчику.)

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора. (Разжать кулачок, выпрямить пальчики.)

ПРОФЕССИИ

Напёрсток

Вышивает, шьёт иголка,

Пальцу больно,

Пальцу колко.

(Левая ладошка раскрыта, в правой руке – воображаемая иголка; иголка «шьёт» и задевает кончик указательного пальца на левой руке.)

А напёрсток в тот же миг

К девочке на пальчик

Прыг! (Дети делают правой рукой такое движение, как будто надевают на указательный палец левой руки напёрсток.)

Говорит иголке: («Шьют».)

- Шей,

А колоться ты не смей! (Грозят указательным пальчиком левой руки.)

Дом

Я хочу построить дом, (Руки над головой "домиком".)

Чтоб окошко было в нём,

(Руки перед глазами.Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".)

Чтоб у дома дверь была,

Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.

Рядом чтоб сосна росла

(Пальцы растопырены.Руки тянем вверх.)

Чтоб вокруг забор стоял,

(Руки перед собой кольцом, пальцы соединены).

Пёс ворота охранял.

(Одна рука "пёс", поднять указательный и мизинец.)

Солнце было, (Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)

Дождик шёл, ("Стряхивающие" движения.)

И тюльпан в саду расцвёл

(Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.)

 

Почтальон

Что принёс нам почтальон? (Сжимают и разжимают кулачки.)

С толстой сумкой ходит он.

(Приседают и «шагают» пальчиками по ковру.)

Перевод, журнал, газету,

В бандероли две кассеты

И письмо от тёти Вали,

Чтоб её приезда ждали.

(На каждое название загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Н. Нищева

РЫБЫ

 

Рыбка

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть. (Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка.)

Рыбка, рыбка озорница, (Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.)

Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плывёт рыбка.)

Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка хвостиком махнула, (Снова «плывут».)

Рыбка быстро уплыла.

М. Клокова

 

ВЕСНА

 

Весна

Стучат всё громче дятлы, синички стали петь

(Пальцы складываем щепоткой.Качаем ими.)

Встаёт пораньше солнце, чтоб землю нашу греть.

(Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены.)

Бегут ручьи под горку, растаял весь снежок, (Выполняем руками волнообразные движения.Пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз.)

А из-под старой травки (Ладони сомкнуты "ковшом".)

Уже глядит цветок...

(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты в форме чашечки.)

Раскрылся колокольчик

В тени там, где сосна, (Сначала пальцы рук сжаты в кулачки, затем разжимаются, кисти рук расслаблены, направлены ладонями вниз (чашечка колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько

Динь-динь, пришла весна.(Качаем кистями рук в разные стороны,

ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЁЛ?

Хлебушек

Бублик,(большой и указательный пальцы образуют круг),

Баранку,(большой  и средний пальцы образуют круг),

Батон (большой и безымянный)

И буханку    (большой и мизинец)

Пекарь из теста   (имитация лепки хлеба)

Испек спозаранку.

 

 

 

Кашка

Каша в поле росла, (Дети поднялируки, шевелят пальчиками.)

К нам в тарелку пришла.

(«Идут» пальчиками по столу.)

Всех друзей угостим,

По тарелке дадим. (В правой ладошке мешают указательным пальцем левой руки.)

Птичке-невеличке,

Зайцу и лисичке,

Кошке и матрёшке, (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Всем дадим по ложке! (Разжимают кулачки.)

Десять мышек

10 очень славных мышек,(Показать все 10 пальцев.)

10 взять хотели пышек.( «Лепим» пышки.)

Двери печки открывали,(Имитация открывания дверцы.)

К сковородке подбежали, (Ходьба указательным и средним пальцами по ногам к коленкам.)

Лапки все пообжигали,(Постукивания пальцами по ногам.)

К маме в норку побежали (Колечко из указательного и большого пальцев одной руки просовываем каждый палец другой руки.)

Стала мама всех лечить,(Гладим пальцами одной руки.)

Лапки в маслице мочить, (Ладонь другой руки и наоборот.)

Пластырь клеить всем на ранки, (Соединяем поочередно пальцы рук.)

А потом давать баранки (Поочередное соединение пальцев руки с большим пальцем в колечко двумя руками одновременно.)

 

 

НАСЕКОМЫЕ

Паучок

(Руки скрещены.Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик.)

Паучков на землю смыл.

(Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать,

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит.)

Паучок ползёт опять,

(Действия аналогичны первоначальным.)

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

("Паучки" ползают по голове.)

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. - СПб.: Издательский  Дом «Литера», 2005.
  2. Лопухина И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение. - СПТб, 2004.
  3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. -  СПб.: ДETCТВО-ПРЕСС, 2004.
  4. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДETCТВО-ПРЕСС», 2012.
© CopyRight Официальный сайт МБДОУ №14 г. Зеленогорск, 2012-2024, создание сайта: «Меридиан»