gosuslugi2

 

Речь – один из мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания. Речь служит основным средством общения людей. Кроме этого речь необходимая основа мышления. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие.

Возникает речь при наличии нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Но развивается речь при условии общения ребёнка с людьми, прежде всего с родителями.

Развитие речи идёт в определённой последовательности.

С рождения малыш распознаёт и отличает речь от других звуков, почти сразу начинает узнавать голос матери.

Криком ребёнок сообщает о своём дискомфорте. К трём месяцам малыш начинает издавать протяжные, похожие на гласные звуки  в ответ на обращённую речь взрослого (гулит). Во время бодрствования рекомендуется родителям поддерживать желание малыша произносить звуки, делать это вместе с ним. От трёх до шести месяцев малыш многократно повторяет одни и те же звуки, внимательно смотрит в лицо взрослого, визжит, смеётся, открывает рот. С шести до девяти месяцев произносит звуки «ммм», «ссс», слоги похожие на «ма», «ба», «аба» (лепечет). С 9 до 12 месяцев малыш имитирует цепочки двойных слогов: «ма-ма», «да-да», «па-па», подражает покашливанию, цоканью.

На протяжении первого года жизни активно развивается способность малыша понимать речь окружающих. К шести месяцам дети реагируют на своё имя, к восьми месяцам понимают слова взрослого: «иди ко мне на ручки», в 9 – 10 месяцев уже выполняют простые указания «дай мне», от 9 – 12 месяцев распознают названия знакомых предметов. Родителям рекомендуется помогать ребёнку запомнить названия интересующих его предметов, громко и чётко произносить их названия и рассказывать о их назначении. Годовалый ребёнок активно использует для общение жесты. Они могут означать: «дай мне …», «посмотри на …».

Многие слова ребёнка родители «не считают» словами, например, «ам – ам» – хочу есть; «ай» – дай и др. Обычно родители ждут когда ребёнок скажет «мама» и «папа». Но слова малыша не всегда похожи на слова взрослого. Большинство первых слов – это звуковые комплексы, состоящие из одного или двух, часто одинаковых слогов («му», «ав-ав», «ти-ти», «да-да»). Они обозначают наиболее важные и интересные для малыша объекты, предметы, действия.

К концу первого года ребёнок употребляет от 7 до 20 слов.

В два года словарный запас может увеличиться до 50, а у некоторых до 90 слов. Количество произносимых ребёнком слов – индивидуальный показатель развития речи, который зависит от разных причин – «речевой» активности родителей и окружающих, здоровья самого ребёнка.

Между полутора и двумя годами  появляются предложения, состоящие из двух и трёх слов.

В этом возрасте дети не могут контролировать высоту и силу голоса, поэтому  родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи.

К 3 годам словарный запас ребёнка достигает приблизительно тысячи слов. Малыши узнают и называют картинки в книжках. В их речи появляются предложения различной конструкции (сложносочинённые, сложноподчинённые). Например, «мама ты девочка, а мы с папой мужчины»», «когда я буду большой, я тебя подниму». Малыш начинает усваивать грамматические правила языка. Использует в речи слова, которые указывают на пространственное положение предмета (на столе, в шкафу, под диваном), количество предметов (один носок – много носков).

В речи ребёнка появляются вопросы, которые, начинаются со слов: «Что?», «Где?», потом «Почему?», «Когда?», «Как?»

Однако речь ещё не совершенна. Но не следует форсировать речевое развитие. Так же вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в 2-3 года учить правильно произносить звуки [ш], [ж], [р]), читать художественные произведения, предназначенные детям более старшего возраста.

На третьем году жизни дети способны воспринимать простые по содержанию и небольшие по объёму сказки. При пересказе знакомой сказки дети могут договаривать отдельные слова потом группы слов.

Развивается и произносительная сторона речи: к 3 годам многие дети правильно и четко произносят многие звуки: гласные - [а], [у], [и], [о], согласные - [м], [п], [б], [т], [д], [н], [в], [ф], [к], [г], [х]. При этом речь детей  не всегда понятна окружающим. Особенностью произношения в этом возрасте является смягченность – ребёнок произносит «масинькя» – вместо «машинка», «сябаська» – вместо «собачка» «нёська» –вместо «ножка». Часто ребёнок заменяет сложные для произношения звуки более лёгкими: «батая»–вместо большая, «сясятка» – вместо лошадка и др.

К четырём годам в словаре у ребёнка может быть около двух  тысяч слов. Построение фраз не всегда правильное, поэтому взрослому нужно  обязательно поправить ребёнка и попросить его повторить правильно. Не забывать хвалить малыша за успехи.

У детей четвёртого года жизни укрепляются мышцы артикуляционного аппарата, что способствует правильному произношению свистящих звуков. Ребёнок уже правильно и чисто говорит: «сок», «носок», «зубы», «коза» и т.п.

В четыре года ребёнок должен уметь с помощью взрослого передавать содержание знакомых сказок, читать наизусть короткие стихотворения, отвечать на вопросы взрослого, используя предложения различной конструкции.

У детей пятого года жизни значительно совершенствуется звукопроизношение. Звуки ш, ж, щ произносятся правильно. Ребёнок чисто произносит слова «шуба», «мышка», «жук», «кожа», «щётка» и т.п. не путает звуки с – ш, з – ж.

В этот период формируется языковое чутьё, что обеспечивает уверенное употребление в самостоятельной речи почти всех грамматических категорий. Малыш использует предлоги, правильно согласует слова в предложении. В словаре появляются обобщающие слова. Например, дети знают, что животные делятся на диких и домашних, к растениям относятся деревья, кустарники, цветы и травы и каждое в свою очередь имеет название.

К шести годам ребёнок может правильно произносить все звуки родного языка. Иногда встречаются нечеткое произношение шипящих звуков, замены р на л или й.

Ребёнок этого возраста легко составит рассказ по серии картинок. Так же легко он может пересказать содержание просмотренного мультфильма или прочитанного воспитателем рассказа. Дети умеют отгадывать загадки, а главное объясняют, что помогло им отгадать её.

В семь лет звукопроизношение должно быть сформировано.В этом возрасте дети выражают свои мысли развёрнуто, логично и последовательно. Могут описать картину или предмет. Дети с удовольствием придумывают сказки или события, в которых они могли бы участвовать.

В семь лет развитие речи не заканчивается. На протяжении всей жизни человек обогащает словарный запас и всесторонне развивает речь.

Литература:

  1. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребёнок плохо говорит? Почему? Что делать? - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 112с.
  2. Жукова Н.С. и др. Логопедия.преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1999. - 320с.

Материал для статьи подготовила учитель-логопед МБДОУ д/с №14 Ольга Владимировна Нигматулина

© CopyRight Официальный сайт МБДОУ №14 г. Зеленогорск, 2012-2024, создание сайта: «Меридиан»