Подготовка детей в семье к школьному обучению

Мотивационная готовность к школьному обучению - один из важнейших компонентов в общей системе подготовки детей к школе.

Под мотивационной готовностью понимается положительное отношение к школе, учению как к серьезной, сложной, но необходимой деятельности.

Основными компонентами мотивационной готовности являются: правильное представление об учении; желание идти в школу; познавательный интерес к окружающему.

Мотивы, определяющие отношение будущих первоклассников к учению:

  • социальные («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»);
  • учебно-познавательные - интерес к новым знаниям, желание учиться чему-то новому;
  • оценочные  («Я хочу в школу, потому что там буду получать только пятерки»);
  • позиционные («Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал, портфель и т.д.);
  • внешние («Я пойду в школу, потому что мама так сказала);
  • игровые («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»).

Чтобы взрослый мог правильно понять поведение и действия ребенка и управлять ими, ему необходимо знать, какие мотивы доминируют, формировать и поддерживать те из них, которые обеспечат успешное обучение в школе.

В ДОУ проводилось небольшое обследование в старших и подготовительной группах для выяснения мотивационной готовности к школе.

  1. Беседа с детьми («Хочешь ли ты в школу? Почему? Кто уже был в школе? Что больше всего понравилось в школе? Зачем в школе нужны парта и звонок?» Просмотр видеоматериалов.)
  2. Рисунок на тему «Как я представляю себя в школе». Некоторые из этих работ представлены на выставке.

Результаты беседы показали, что у большинства детей преобладают мотивы: учебно-познавательные; оценочные; позиционные, достаточное развитие которых положительно влияет на школьную успеваемость.

Но есть дети, у которых игровые и внешние мотивы преобладают. Обычно это дети 5 лет, так как они еще не имеют полного представления о школе.

Поэтому родителям нужно: отвечать ребенку на все интересующие его вопросы о школе; положительно отзываться о школе и учителях; не пугать ребенка школой; давать больше знаний о ней.

Для успешного обучения в школе родители должны выяснить, по какой причине ребенок хочет идти в школу.

Роль родителей в подготовке детей к школьному обучению

Готовность к обучению в школе - важнейший итог воспитания и обучения в дошкольном учреждении и семье. Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка, связанный с изменением привычного распорядка дня, отношений с окружающими, когда центральное место занимает учебная деятельность.

Современная школа требует от детей не столько каких-либо специальных знаний и умений, сколько более сложных форм умственной деятельности, большей способности к управлению своим поведением, большей работоспособности. Для полноценного воспитания недостаточно обучения чтению, счету, письму.

Подготовка к школе предполагает, с одной стороны, такую организацию воспитательной работы, которая обеспечивает высокий уровень общего, всестороннего развития дошкольника, с другой — специальную подготовку детей к усвоению учебных предметов в начальных классах.

В связи с этим понятие готовности рассматривается во взаимосвязанных аспектах: общая, психологическая и специальная готовность к обучению в школе.

Общая готовность выражается в достижении ребенком ко времени поступления в школу такого уровня умственного, волевого, эстетического и физического развития, который создает необходимую основу для активного вхождения в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала.

Общая готовность характеризуется также определенным уровнем психического развития, которого достигает дошкольник ко времени перехода к школьному обучению.

Психологическая готовность включает мотивационную готовность, которая проявляется в стремлении ребенка к учению, достаточно высокий уровень познавательной деятельности и мыслительных операций, овладение элементами учебной деятельности, определенный уровень волевого и социального развития.

Психологическая готовность к школе не возникает у детей спонтанно, т.е. сама по себе, как часто думают взрослые. Она формируется постепенно и самое главное — требует грамотного руководства взрослых, специальных занятий в семье. Такая готовность формируется при создании условий для всех видов детской деятельности (игровой, трудовой, изобразительной, конструктивной), обеспечивающих развитие мышления, волевых качеств, чувств, творческих возможностей, речи, а также усвоение этических норм и выработку нравственного поведения.

Специальная готовность — дополнение к общей, психологической готовности ребенка к  школьному обучению. Она определяется наличием у него специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения таких предметов, как математика и русский язык. Поэтому первоочередной заботой родителей и воспитателей должно быть всестороннее развитие ребенка с помощью специальных занятий, т.е. обучение.

Обучение должно быть организовано так, чтобы обеспечить подлинное развитие и его рациональный темп. Часто взрослые перегружают ребенка сложными, непосильными заданиями, утомляют его бесконечными тренировками, принуждая к усвоению знаний и умений без их необходимого осмысления. В этом случае игнорируются закономерности психического развития ребенка, его возрастные возможности, особенности, интересы и потребности. В результате гасится познавательный интерес, возникает отрицательное отношение к учению. Чтобы этого не случилось, обучение должно быть развивающим, т.е. основанным на учете возрастных особенностей развития, на формировании и использовании присущих данному возрасту видов деятельности (игровой) с опорой на познавательные возможности.

Анкета для родителей

Первого сентября Ваш ребенок придет в школу. Его экзамены впереди! Наши родительские мы сдаем на протяжении всей жизни! Предлагаем Вам в преддверии школьной жизни детей ответить на некоторые вопросы (нужное подчеркните).

1. Что для Вас означает выражение «уметь учиться в школе»?

- Получать необходимый запас знаний.

- Слушать учителя и не шалить.

- Развивать характерные черты личности.

2. Считаете ли Вы, что определенную подготовку к школе ребенок получает в семье?

- Да.                            -  Нет.                     - Трудно сказать.

3. Что Вы вкладываете в понятие «готовность ребенка к школе»?

- Желание ребенка идти в школу.

- Сформированность психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения речи)

- Умение читать, писать, считать.

4. Какую позицию вы готовы занять в связи с тем, что школьная жизнь потребует от ребенка умения справляться с новыми обязанностями?

-  Усилите требовательность к ребенку и контроль.

-  Возьмете на себя заботу о новых обязанностях ребенка.

-  Всю ответственность возложите на учителя.

5. Есть ли у Вашего ребенка желание учиться вообще и в школе в том числе?

- Да.                              – Нет.                      -  Трудно сказать.

6. Попадалась ли Вам книга (статья) о подготовке ребенка к школе, вызвавшая Ваш интерес (если «да», то какая конкретно)?

- Да.                              – Нет.                      -  Трудно сказать