menu fop do

menu yspehi

Система Orphus

Развитие речи детей пяти-шести лет

5—6 лет — наиболее спокойный возраст. Дети уже всё понимают и практически всё умеют, у них сформировались какие-то моральные устои. Слушать речь ребят старшей группы намного приятнее, чем средней, так как звукопроизношение чище.

Что же должен уметь ребёнок в этом возрасте? Кроме того, что словарь его увеличивается на 1000—1500 слов, значительно расширяется и кругозор. Познавательная активность в этом возрасте очень высокая. Дети интересуются явлениями окружающей жизни, поэтому задают очень много вопросов, причём конкретных и сложных. И требуют полной, порой энциклопедической информации. Если в среднем возрасте ребёнок, задавая вопрос, может о нём забыть, то сейчас уже не забудет. Если сию минуту услышать ответ не может, то через полчаса он обязательно должен об этом знать.

Дети начинают хорошо устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и предметами. Например, играя в «Четвёртый лишний», выделяют уже не второстепенные, а главные признаки и объясняют свой выбор. Например, кошка, собака, волк, корова. Кто лишний? Не задумываясь, отвечают: волк, потому что это дикое животное, а остальные — домашние.

Если раньше в речи детей были только антонимы (храбрый — трусливый и т.д.), то теперь появляются синонимы (храбрый — смелый и т.д.).

В грамматическом слое уже имеются относительные прилагательные (допустим, из чего сделан предмет: деревянный, стеклянный,

оловянный и т.д.). И появляются притяжательные, в первую очередь связанные с местоимениями. Чьи вещи? Мои, её, его, их (а не ихние), Олины,

бабушкины, собачьи, кошачьи и т.д.

В 5—6 лет ребята уже должны знать и правильно употреблять глаголы.

Но, как правило, глагольная лексика у детей «выпадает». Глаголы объединяются и заменяются другими словами. Например, употребляют глагол «ходит» по отношению не только к человеку, но и к животным, птицам и даже насекомым. А ведь правильное употребление всех форм глаголов говорит об уровне развития малыша.

Очень сложно ребёнку назвать профессии и определить, кто что делает. Если мастер что-то чинит, а швея шьёт, говорит: работает. Многие дети не могут ответить, кем работает мама и папа. Малыш уже должен знать простые профессии: шофёр, учитель, воспитатель, почтальон, машинист, дворник, медсестра, пилот или лётчик, врач или доктор.

Фонематический слух

В 5—6 лет ребята должны знать форму множественного числа существительных, правильно употреблять существительные в родительном падеже (таких ошибок, как «мячёв», уже не должно быть). Начинаем изучать мужской и, самый сложный для ребёнка, средний род.

В возрасте старшей группы дети должны пробовать образовывать однокоренные слова, но пока самые простые, употребляемые в обиходе и которые малыш хорошо знает. Например: рыба — рыбак — рыбный, зима — зимушка — зимовье — зимний.

Формируется умение использовать несклоняемые существительные: кофе, тюль, пальто или некоторые фамилии. Мы называем их упрямые слова, то есть те, которые используются только в этой форме и больше никак.

В 5—6 лет ребёнок должен уметь хорошо слышать речь, прислушиваясь ко всему. Например, на вопрос: «Какого цвета?»— должен ответить: «Жёлтого». «Каким цветом?» — «Жёлтым». Но, как правило, разницы между родительным и творительным падежом дети не слышат. Ошибки нужно обязательно исправлять, потому что из устной речи они перейдут в письменную. У моего сына, например, в сочинениях нет ни одной орфографической ошибки, зато несогласований (грамматических ошибок) огромное количество. Существительные пишет в одном падеже, а прилагательные, которые к ним прилагаются,— в другом.

Ребята уже должны знать простые предлоги и начинают употреблять сложные: из-за, из-под и др. Часто дети говорят: «достала игрушку из спины», (вместо из-за спины). Но стоит только несколько раз объяснить — начинают понимать и употреблять правильно.

В речи детей появляются не просто распространённые предложения, а сложные и сложноподчинённые. Ребята понимают причинно-следственные связи и используют их в речи. Например, говорят: «На улице темно, потому что наступила ночь» или «Я надену рукавички, которые мне бабушка связала». Речь становится доказательной, в ней появляются сложные союзные слова, и ребёнок уже понимает, как правильно их употреблять. А если иногда и допускает ошибки — обязательно исправляйте их.

Звукопроизношение

Умение различать звуки на слух и слышать порядок слогов в словах к этому возрасту должно быть абсолютно правильным. Ну разве что в сложных и длинных словах, таких, как регулировщик, могут быть ошибки. Но их нужно обязательно исправлять.

Все звуки должны произноситься правильно. Если у кого-то есть проблемы со звукопроизношением, советую делать дома артикуляционную гимнастику. Многим детям этого бывает достаточно. Часто нужный звук потом легко ставится на первом же занятии с логопедом.

Но основная проблема в том, что в старшей группе ребёнок ещё не может за собой следить, поэтому, если звук появился, но правильно произносится не всегда, взрослые должны поправлять. Если за ребёнком следить, то через 2 месяца звук в речи будет точно.

Однако некоторые родители считают, что если чадо какой-то звук умеет правильно произносить в одном слове, то со временем и в остальных будет говорить, поэтому не поправляют.

А в результате неправильное произношение закрепляется и исправить его позже бывает очень трудно. Другие уверены, что неправильное звукопроизношение — наследственное и ничего тут не поделаешь. Это ошибочное мнение. Просто ребёнок говорит то, что слышит. Если в доме все или кто-то говорит неправильно, то чадо невольно повторяет ошибку.

Связная речь

Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Ребёнок может уже поддерживать непринуждённую беседу, правильно задавать вопросы и отвечать на вопросы собеседника. Развивается умение связно и последовательно пересказывать литературный текст.

Но если в средней группе пересказывали короткие произведения, то в старшей более длинные. Причём пересказывать ребята должны теми же фразами и предложениями, что в тексте, хотя они могут быть детям и не совсем ещё понятны. Необходимо только объяснить, что слово или фраза означают. Так расширяется кругозор, растёт словарный запас и появляется умение запоминать незнакомые слова. А в подготовительной группе мы уже учимся составлять рассказ. Часто бывает, что эта работа не доведена до конца и детям, не умеющим пересказывать, очень сложно в 1-м классе. Например, в учебнике «Родная речь» почти после каждого литературного произведения есть задание: пересказать текст. Даже если ребёнок ещё не умеет читать. Прочитать должен взрослый.

© CopyRight Детский сад № 307 город Красноярск, 2012-2024, создание сайта: «Меридиан»