Одной из важных задач дошкольного учреждения является создание необходимых условий для безбарьерной, доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях обеспечения равного доступа.
Создание такой среды регулируется следующими нормативными документами:
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Раздел V. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства Пункт 2. Основные задачи «Обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду. Создание системы ранней профилактики инвалидности у детей. Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: создание современной комплексной инфраструктуры реабилитационно - образовательной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, внедрение таких детей в среду обычных сверстников, обеспечение их нормального жизнеустройства в будущей взрослой жизни».
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Приказ Рособрназора от 14.08.2020 № 831 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации"
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"
"Конституция Российской Федерации" (ст.8)
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
Конвенция о правах инвалидов
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2017г. №575 «О внесении изменений в пункт 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации» «О доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным системам, приспособленными для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
На официальном сайте ДОО имеется версия для слабовидящих.
Доступ к информационным системам и информационно – телекоммуникационным сетям для детей с ОВЗ и инвалидов не предусмотрен, специализированных помещений, компьютерных классов – нет.
Сведения о специальных оборудованных учебных кабинетов
Для организации коррекционной работы с детьми по преодолению тяжелых нарушений речи и коррекционной работы с детьми по формированию и развитию эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности оборудованы кабинеты учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога.
Помещение
Функциональное назначение
Оборудование, оснащение
Кабинеты учителя- логопеда, учителя- дефектолога
1. создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям с ТНР;
2. проведение обследования ребенка с целью составления плана индивидуальной коррекционно-развивающей работы;
3. проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий;
4. оказание консультативной помощи педагогам, родителям;
5. использование кабинета в рамках работы всех специалистов с детьми с ОВЗ в условиях полимодульного пространства.
- зона дидактики: шкафы и полки, где расположен дидактический материал, пособия, игрушки в непосредственной доступности для детей;
- рабочая зона учителя-логопеда: стол письменный, стул взрослый, компьютер, принтер;
- двигательная – для проведения логоритмической гимнастики, физкультминуток, игр, этюдов, отдыха и т.д.: свободное от предметов и мебели пространство, оснащенное ковровым покрытием
Кабинет педагога-психолога
1. Организация и проведение психолого-педагогической диагностики;
2. Организация и проведение коррекционной работы с детьми (индивидуальные и подгрупповые занятия);
3. Организация и проведение индивидуальных консультаций.
- стулья, столы детские;
- стимульный материал для психолого-педагогического обследования детей;
- шкафы и полки, где расположен дидактический материал, пособия, игрушки в непосредственной доступности для детей;
В ДОО имеется медицинский кабинет. Медицинское обслуживание осуществляется по договору, в рамках которого:
Организуется систематический контроль за состоянием воспитанников, в том числе с ОВЗ и инвалидностью;
Проводятся консультации для сотрудников и родителей воспитанников;
Проводятся профилактические мероприятия.
Функционирует психолого-педагогический консилиум, целью которого является создание оптимальных условий обучения, развития, социализация и адаптация обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.
В детском саду используются здоровьесбергающие технологии, направленные на развитие детей и профилактику заболеваний.
Специальные условия для охраны здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов отсутствуют.
Сведения о средствах обучения воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В нашем дошкольном учреждении имеются средства как для коллективного, так и для индивидуального обучения, организации совместной и самостоятельной деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно–исследовательской и пр.) где дети с ОВЗ и дети-инвалиды могут принимать участие на общих основаниях, а также специальное коррекционное оборудование, для детей с разной нозологией:
интерактивная доска;
мультимедийная установка;
музыкальны центр;
мягкие модули;
«сухой бассейн»;
массажные и набивные мячи;
«дорожки здоровья»,
дидактические игры и пособия, конструкторы для развития мелкой и крупной моторики;
Сведения об обеспечении беспрепятственного доступа в здание образовательной организации.
В ДОО ведется работа по созданию безбарьерной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
оборудованы места для парковки инвалидов возле территории ДОО;
установлена кнопка вызова, в доступном месте для посетителей с инвалидностью;
установлены информационные мнемосхемы на входе в здание для инвалидов по зрению;
установлены тактильные схемы движения внутри здания.
Конструктивные особенности здания, сданного в эксплуатацию в 1985 году, не предусматривают наличие подъемников, пандусов и других приспособлений, обеспечивающих доступ в здание инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Доступ детей с ОВЗ и инвалидностью к сторонним электронным образовательным и информационным ресурсам обеспечивается по мере необходимости в ходе реализации адаптированной основной образовательной программы ДО.
Сведения о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов, и лиц с ограниченными возможностями здоровья – не предусматривается
Сведения об объектах тдля проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов:
Групповые помещения с отдельными спальнями - (13 групп).
Групповые помещения оснащены мебелью, отвечающей гигиеническим и возрастным требованиям для дошкольных образовательных учреждений, игровым оборудованием, учебно-методическими пособиями в соответствии с возрастом.
Сведения об объектах для проведения практических занятий:
Для полноценного осуществления образовательной деятельности в ДОУ функционируют объекты для проведения практических занятий, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Все объекты для проведения практических занятий с воспитанниками, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.
Сведения об объектах спорта
Наличие объектов спорта, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: 1. Спортивный зал – расположен на первом этаже. Помещение физкультурного зала предназначено для занятий физической культурой, проведения утренних гимнастик, спортивных развлечений и спортивных праздников. Спортивный зал – изолированное помещение.
Оснащен спортивным оборудованием, имеются маты, гимнастические палки, обручи, мелкое раздаточное спортивное оборудование и др.
2.Спортивная площадка на территории МБДОУ № 307.
Спортивная площадка выполняет функцию спортзала на свежем воздухе. Здесь так же, как и в физкультурном зале проводятся занятия по физической культуре, утренние гимнастики, спортивные праздники. Оснащена спортивным оборудованием (волейбольная сетка, для лазания, шведская стенка и др.)
3. Музыкальный зал – расположен на первом этаже, помещение предназначено для проведения музыкальных занятий, проведения праздников и развлечений для детей. Зал оснащен музыкальными инструментами, различной музыкальной и проектной техникой.
4. Бассейн – расположен на первом этаже, помещение предназначено для спортивных занятий в воде. Помещение оснащено мебелью (раздевалка), а также различным оборудованием для занятий в воде (плавательные круги, доски, мячи, спасательный жилет и тд.
Сведения о наличии средств обучения и воспитания
Наличие средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
условия для развития игровой деятельности (игровые уголки в соответствии с возрастом детей);
условия для развития двигательной активности детей (физкультурные уголки);
условия для коррекционной работы (коррекционные уголки в группах, содержащие игры и пособия по всем разделам коррекционной работы с детьми, имеющими зрительные, речевые нарушения);
условия для развития детского творчества (уголки изобразительной и конструктивной, театрализованной и музыкальной деятельности детей);
условия для воспитания экологической культуры (природные уголки и уголки детского экспериментирования);
условия для развития познавательной активности и речи (пособия и материалы, игровые уголки).
условия для работы по развитию нравственных качеств (пособия и материалы).
В дошкольном учреждении создана полноценная предметно-развивающая среда, соответствующая возрастным особенностям воспитанников, эстетическим и гигиеническим требованиям. Все базисные компоненты среды включают в себя необходимые условия для физического, художественно-эстетического, познавательного и социального развития ребенка.
В работе с детьми педагоги используют современные технические средства: компьютеры, интерактивную доску, песочные столы, логопедические тренажёры, мультимедийные установки.
В МБДОУ также создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность: 3 учителя-логопеда, 1 педагог-психолог, 1 учитель-дефектолог, 2 инструктора по физической культуре, 1 инструктор по плаванию, 3 музыкальных руководителя, медицинский персонал.
В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры, мягкие спортивные модули, мягкие маты, батуты, сухой бассейн.
Коррекционно–развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья проводится на основе специальных методических разработок и дидактических пособий.
В ДОО специалистами ПП комиссии и методической службы обеспечивается психолого–педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий
Пандус для обеспечения беспрепятственного доступа в учреждение лиц с нарушением опорно–двигательного аппарата планируется обустроить.