РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком русского языка как средства общения. Перечислим их.
1.Сформированность звукопроизношения. К поступлению в школу ребенок должен владеть правильным произношением всех звуков русского языка.
2. Сформированность фонематических процессов.
- умение различать звуки по признакам: звонкость-глухость, твердость-мягкость, свистящие-шипящие и т.д.;
- умение различать слова, отличающиеся одним звуком;
- умение определять количество, последовательность и место слов в предложении;
- умение определять количество слогов в слове.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи:
- умение выделять первый гласный (ударный) и согласный звук в слове;
- умение выделять последний гласный и согласный звук в слове;
- умение определять место звука, а также количество и последовательность звуков в словах.
4. Соответствующий возрасту словарный запас.
Ребенок должен уметь:
- классифицировать и обобщать предметы по группам (времена года, овощи, фрукты, насекомые, птицы, ягоды, грибы, одежда, обувь и т.д.).
5. Сформированность грамматического строя речи:
- умение пользоваться развернутой фразовой речью (правильно строить простые предложения, распространять предложения второстепенными и однородными членами);
- умение работать с предложением (самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам);
- умение самостоятельно составить рассказ-описание;
- умение пользоваться различными способами словвоизменения и словообразования (образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе, согласовывать имена существительные с именами прилагательными, правильно употреблять относительные и притяжательные прилагательные, употреблять предлоги и т.д.).
Наличие у детей старшего дошкольного возраста, а также первоклассников даже незначительных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Поэтому очень важно, вовремя обратить внимание на различные недостатки устной речи своего ребенка, проконсультироваться у специалиста и начать логопедическую работу с ребенком.