Значение музыкального воспитания в развитии детей

 Подготовила муз. рук. МБДОУ д/с№21

Евдокимова Л.С.    

                                                                                                      

Уважаемые родители, сегодня я хотела бы рассказать, чем мы занимаемся на занятии, какие задачи решаем в процессе работы, какое значение имеет для детей музыкальное воспитание и дать некоторые рекомендации.  Прежде всего, я хотела бы сказать, что не надо относиться к музыкальным занятиям как к простому развлечению, где только поют, танцуют и играют.  На занятии мы решаем куда более серьёзные задачи. Это и познание, развитие психических процессов (внимание, память, воображение и т.д), охрана здоровья.

Возьмем такой вид деятельности, как музыкально-ритмические  движения, т.е. игры, танцы, различные двигательные упражнения. Движение под музыку повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма, способствует развитию опорно – двигательного аппаратаулучшает осанку ребенка.  Музыкально-ритмические движения развивают память, внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений, чувство ритма, формирует навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества движений);  творческие способности, когда дети выполняют творческие задания (изобрази, как двигается кошечка, медведь). С возрастом задания будут усложняться ( кошечка крадётся, кошечка готовится к прыжку – ловит мышку), ребёнок сам ищет соответствующие движения. Развивается и такое важное психическое качество как  коммуникативность,  т.е . чувство партнёрства.

Следующий вид музыкальной деятельности – пение. Пение оказывает большую помощь в развитии речи у детей, исправление речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывания окончания слов. При пении приходится проговаривать слова протяжно, нараспев, что помогает чёткому  произношению отдельных слов и звуков. Также происходит развитие познавательных процессов (закрепляем знания о временах года, их признаках, домашних животных и т.д.) По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики и одно из реабилитационных средств для заикающихся.

Восприятие или слушание музыки является следующим видом музыкальной деятельности.

Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом. Дети, знакомясь с различными музыкальными произведениями, выражают свои чувства, эмоции словами, т.е. у детей расширяется словарный запас.  На занятиях мы слушаем произведения композиторов-классиков, которые писали музыку для детей. Помимо «детской», мы слушаем и фрагменты классических произведений разного времени – Вивальди, Чайковский, Рахманинов, Мусоргский, которые формируют у детей эталоны красоты. Чтобы лучше понять, пережить и запомнить музыку сочетаем её с такими видами деятельности, как игра на музыкальных инструментах и ритмические движения, т.е. мы танцуем под музыку («Полька» С.Рахманинова), играем на инструментах, выполняем этюды («Балет невылупившихся птенцов» М. Мусоргского).

Игра на детских музыкальных инструментах, ещё один вид деятельности, который способствует развитию внимания и памяти, которые потребуются каждому ребёнку, играющему в оркестре, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою партию. Но это будет позднее. Вашим деткам нужно немного подрасти.

Через все виды деятельности мы знакомим детей с окружающим миром. Воспитываем нравственные качества: любовь к близким, сострадание и чувство жалости к больным и слабым, взаимоуважение.

К сожалению многие родители считают, что забота о музыкальном воспитании правомерна по отношению одаренных детей, проявляющих самостоятельное влечение к музыке, а если ребёнок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке совсем необязательно. Но, каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет, каждый нормальный, здоровый ребёнок всегда эмоционально реагирует на неё. К тому же главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребёнка.

Рекомендую вам посещать с детьми детские спектакли, концерты, иметь в своей фонотеке диски с детскими песнями, сказками, диски с классической музыкой. Музыка может стать изысканным обрамлением дня. Однажды выбранные  красивые мелодии могут служить дневной и вечерней колыбельными, фоном для спокойной деятельности, такой как рисование. Постепенно ребёнок привыкнет к жизни под музыку – причём под очень хорошую музыку. Он начнёт различать оттенки и красоту мелодий. Его мир станет богаче, а чувства тоньше.