Педагог-психолог Нетужилкина И.А.

Детский плач. Слезы. Горькие рыдания. Да еще и на пустом,  казалось  бы, месте, как максимум — сущее наказание для родителей, как минимум — испытание. Проверка на родительскую компетентность.

Как реагируют родители, если ребенок плачет? В копилке родительских методов воспитания, как отучить ребенка плакать по любому поводу, мы находим: игнорирование слез, проведение серьезных бесед на тему «плакать —

глупо»,    приводим    положительные примеры, если плачет мальчик, то апеллируем к тому, что «настоящие мужчины не плачут», посещаем невропатолога и вооружаемся уcпокаивающими нервную систему средствами. Угрозы  и  манипулирование  наподобие: «Не  перестанешь  плакать, я  тебя здесь оставлю», «Хватит реветь, а то не куплю тебе шоколадку», переключение внимания ребенка: «Посмотри, какие слоники», а также прямое физическое насилие, наказание дополняют картину мер воздействия взрослых для решения непростой задачи, как отучить ребенка плакать по любому поводу. Проблему чрезмерного детского плача невозможно решить, не вникая в суть ее происхождения. В некоторых случаях причина может быть весьма серьезной – например, проблемы со здоровьем, вызывающие болевые ощущения. Даже если малыш уже может говорить, он не всегда способен об этом рассказать из-за сильного волнения или боли.

Кроме того, не исключены и другие проблемы, когда ребенок склонен к плачу из-за  особенностей  своей  психики,  не  вызванных  конкретными  внешними факторами.  Получается,  чрезмерно  плаксивого  ребенка  стоит  для  начала обследовать – возможно, устранять причину должны не родители, а медики. Другое дело, если вы точно знаете, что он здоров, или заметили иные признаки, указывающие на причины возникновения истерик, не касающиеся здоровья.

Собственно, наиболее распространенная причина плача в сравнительно «большом» возрасте – это стремление манипулировать окружающими.  Дети куда более хитры, чем можно подумать. Они давно заметили, что как  только начинают плакать, вокруг них сразу начинают сновать взрослые, стремящиеся во всем угодить малышу. Многие стремятся использовать это в своих личных целях.

Если  ребенок  что-то  просит,  а  при  спокойном  отказе  немедленно срывается в слезы, то это – именно манипуляция.

Однако не стоит думать, что маленькие манипуляторы не могут разрабатывать целую стратегию – получив отказ, они могут даже притвориться больными, лишь бы родители захотели сделать для них все возможное.

Доказано, что малыши умеют подбирать тон плача таким образом, чтобы он максимально интенсивно воздействовал на окружающих взрослых, а некоторые в сознательном возрасте даже незаметно тренируются перед тем, как что-то попросить. Такой малыш не просто плачет, а буквально закатывается, а уж если вы хоть раз поймали его на том, что он только притворяется – значит, суть проблемы найдена.

Немного реже встречается еще один тип манипуляции – нематериальный. Внимание родителей для ребенка очень важно, он не удовлетворится тем, что вы его кормите, покупаете игрушки и одежду. Он хочет еще и простого общения, эмоционального контакта, причем куда в большей степени, нежели взрослые. Последние, впрочем, могут не испытывать аналогичных чувств лишь потому, что у них много альтернатив – семья, друзья, коллеги, а вот у ребенка есть только родители.

Некоторые дети еще более эмоциональны, чем другие в их возрасте. Это может не быть отклонением, просто некоторые люди более эмоциональны –  в  противовес  более  спокойным.  Такой  малыш  просто  воспринимает  все острее – и физическую боль, и душевные переживания.

Плакать он может просто для того, чтобы привлечь к себе внимание, и в данной ситуации ему больше ничего и не нужно – лишь бы вы отвлеклись от своих дел и заинтересовались им.

Как успокоить ребенка, отвлечь его, переключить внимание на что- то другое. Существует множество методов и приемов, которые можно использовать в таких ситуациях. Вот некоторые из них.

Примите эмоции ребёнка. Повод заплакать может казаться взрослому

совершенно незначительным, но для ребёнка это не так. Первый шаг, чтобы успокоить ребёнка и остановить плач, - это не пытаться его насильственно остановить и подавить. Вместо этого проявите соразмерное сочувствие. Спросите ребёнка: «Больно?», «Страшно?» ….. Используйте любые кратные формулировки и произнесите их сочувственным тоном, чтобы ребёнок почувствовал, что вы его понимаете и не запрещаете выражать его большое или маленькое горе, это лучшая сила против плача.

Дайте  ребёнку  ответить,  не  спешите  утешать  или  переубеждать.

Нельзя выражать негатив в момент, когда ребёнок плачет. Не используйте  такие  фразы  и  сравнения  типа  «как  лялечка»,  «рёва», «прекрати сейчас же». Реакция ребёнка в ответ на такие фразы будет только усиливаться ещё большим плачем.

Обнимите плачущего ребёнка. Делайте это только в том случае, если сами не слишком раздражены.

Не говорите ничего ребёнку и не подходите к нему, если сильно раздражены его плачем. Держите дистанцию, которая была между вами и ребёнком до плача. Присядьте, держите ребёнка в поле зрения, но никак не комментируйте. Минуту помолчите, пожалейте себя, мысленно выразите своё сочувствие. Потом переходите к первому приёму - примите эмоции ребёнка, а если ваше эмоциональное состояние позволит, обнимите его.

Используйте «питомца». Этот приём поможет, если в ситуации длительного детского плача вы эмоционально чувствуете в себе силы условно поиграть. Возьмите «питомца» в руки и изобразите, что он плачет (подвывает, жалобно мяукает, хныкает, трёт лапами глаза и т.п.).

Скажите: «Кузя тоже плачет!». Когда ребёнок обратит внимание на игрушку, на какой-то момент он перестанет плакать. Дайте ребёнку в игровой форме поутешать, погладить игрушку.

Создайте в квартире «уголок утешения». Выберите в квартире уютное и уединенной место. Поверхность в уголке обязательно должна быть мягкая, чтобы ребёнок мог там посидеть или прилечь. Разместите в уголке утешения большие и очень мягкие игрушки, которые можно обнимать, утыкаться в них, зарываться между ними. Покажите ребёнку этот уголок в спокойные минуты, когда ребёнок эмоционально стабилен. Продемонстрируйте ему, как обнимаете игрушки, и объясните, что когда грустно и плохо, можно прийти в уголок утешения, посидеть здесь с игрушками и успокоиться.