«Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей».
Первая причина особой роли семьи в воспитании – устойчивость, постоянство, долговременность влияния. Вторая – ее разносторонность.
Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, определении отношения к людям, их делам и поступкам.
Главная особенность семейного воспитания в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям.
Теплота домашнего микроклимата, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к воспитанию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений.
Формирование поликультурной личности необходимо начинать с раннего детства, так как – сложный и длительный процесс. Чтобы в будущем сформировалась поликультурная личность необходимо сформировать следующие чувства:
- патриотизм – чувство долга, гордость за историческое прошлое, чувство Родины, чувство ответственности, чувство симпатии к другим народам;
- чувство свободного общения (чувство удовлетворѐнности от понимания правильной, устной речи собеседника);
- художественно – эстетическое (чувства прекрасного, эстетические переживания).
В решении поставленных задач большое значение имеют установки родителей, их позиция в этом вопросе. Программа поликультурного воспитания предусматривает разработку и реализацию комплекса мероприятий по повышению социальной роли семьи в поликультурном воспитании своих детей.
Родителей необходимо привлечь в союзники педагогам в этом направлении, поскольку именно семья, являясь источником традиций, дает ребенку важный опыт взаимодействий с людьми, в ней он учится общаться, осваивать приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении опыта конструктивного общения большое значение имеет личный пример родителей и родственников.
Одной из задач поликультурного образования детей дошкольного возраста относится приобщение к национальной культуре и традициям, которые осуществляются в ДОУ.
Окружение ребѐнка предметами народного быта (русская изба, ухваты, чугуны, рушники, народные костюмы и др.) поможет детям с самого раннего возраста понять, что они часть русского народа, который с момента рождения привыкает к природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
С народными обычаями и традициями можно познакомить детей и в повседневной деятельности, во время прогулок по городу, на природе, во время наблюдений за трудом взрослых, когда ребѐнок начинает замечать, как труд сближает и объединяет людей.
Знакомство с народными умельцами, народными промыслами вызывает у детей гордость за свой народ, за родной край. Во время знакомства с историческими местами родного города, необходимо подчеркнуть, что из других городов и сѐл приезжают посмотреть музеи, исторические памятники и другие достопримечательности нашего города.
Использование произведений фольклора, (сказки, песенки, пословицы, поговорки), способствуют развитию у детей нравственно – ценностных представлений о добре, красоте, правде, трудолюбии, храбрости, так, как, именно они, вмещают в себя ценности русского языка. Знакомство с литературным богатством родного края и мест других народов позволяет привить детям любовь к «малой» родине, уважение к своей истории и истории других народов.
Это учит их сопереживать не только героям произведений, но и замечать настроение близких и друзей. На формирование навыков социального поведения оказывает влияние и театрализованная деятельность, так как каждое литературное произведение является носителем определѐнных нравственных ценностей (дружба, доброта, честность, смелость), поэтому дети во время драматизации не только познают мир, но и выражают своѐ отношение к добру и злу, приобщаясь к фольклору и национальной культуре.
Народные праздники и традиции непосредственно связаны с трудовой и общественной жизнью человека, во всѐм их многообразии. Во время прогулок родители могут знакомить детей с народными обычаями, правилами поведения в природе, элементами экологической культуры.
Формируя понятия о временах года, погодных изменениях, поведении птиц, насекомых, растений, мы воспитываем у детей гуманное отношение к природе, которое проявляется в добром, отзывчивом, заботливом к ней отношении.
Знакомясь с декоративной народной росписью (дымковская, филимоновская, городецкая, урало-сибирская и др.) развивает эстетическое восприятие, закрепляет представление о ярком, народном, праздничном колорите игрушек, которые передают быт и жизненней уклад многих народов и поколений.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, в которой ребѐнок не только развивается, но и познаѐт очень важные этапы человеческой культуры – взаимоотношения между сверстниками и взрослыми людьми, усваивает нормы общения, привычки поведения. У детей вырабатываются нравственные качества и чувства. Воспитание уважения и любви к своей Родине, доброжелательного отношения к представителям других национальностей, сверстникам необходимо начинать с отношения к семье, близким.
Семья – это корни, которые связывают ребѐнка с родным домом, с улицей, где он родился и где живу друзья. Любовь к малой родине переходит в любовь к государству, его истории, его прошлому и настоящему.
Детство - это то, что дается каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаем его следующему поколению. Поэтому от нас, от взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям.
А это значит - мы должны научить детей любить свою семью, Родину, уважать окружающих их людей, знать историю, быт и культуру своего народа, быть толерантными к традициям и культуре народов, проживающих рядом с нами.