вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка.
Алалия не просто задержка развития речи. Речь, возникшая с запозданием, и в дальнейшем развивается своеобразно. Некоторые авторы выделяют в развитии речи три этапа.
На 1-м этапе ребёнок владеет немногими словами, имеющих характер детского лепета, в общении часто использует мимику, жесты.
На 2- этапе слов в распоряжении ребёнка больше, но они сильно искажены: звуки трудные для произношения пропускает, заменяет, переставляет слоги.
На 3-м этапе словарь уже довольно богат, лепетные слова исчезают; аграмматизм несколько сглаживается. В речи появляются предлоги, приставки, союзы; короткие фразы бытового значения. Однако полного овладения речью ещё нет. Звукопроизношение, ритм, темп речи, логическое ударение грубо нарушены, речь монотонна, мало модулирована, невыразительна. Коррекция нарушений затруднена.
В некоторых случаях развитие речи алалика идёт атипично; иногда ребёнок долго не начинает говорить, а затем, внезапно речь его бурно развивается; в других – первые слова появляются рано, но речь долгое время остаётся бедной словами и аграмматичной. Отказ от речи становится особенно выраженным, когда ребёнок попадает в новую обстановку. Известны случаи, когда дети, поступая в школу, по 2-3 месяца не говорят ни слова. При контакте с глухонемыми начинают быстро пользоваться мимикой и совсем отказываются от устной речи.
Особенность речевого развития алаликов характеризуются наличием выраженных аграмматизмов, парафазии, бедности музического компонента и в диффузного, трудноподдающегося коррекции, косноязычия. Часто алалия сопровождается дизартрией. Как нередкое осложнение, при значительном увеличении словаря, алалия осложняется заиканием, а в школьном возрасте - дисграфией.
Методы коррекционного воздействия, направлены на развитие речи и личности ребёнка. Коррекционную работу нужно начинать с раннего дошкольного возраста. Очень важно с самого начала включать в работу родителей и знакомить их с необходимыми игровыми приёмами взаимодействия с малышом.
Основной методикой, для вызывания у ребёнка повторения звука, является обучение чтению на самом раннем этапе. Параллельно ведётся работа по преодолению артикуляционной апраксии и коррекции мелкой моторики.
Коррекционная работа предполагает этапы:
1. Первичный контакт. Это адаптационный период работы по формированию взаимодействий ученика, педагога и родителей. Параллельно проводится дополнительное обследование.
2. Развитие познавательной деятельности.
На этом этапе вызывается подражательная речевая деятельность детей в форме любых звуковых проявлений, расширяется объём понимания речи.
3. Обучение пониманию вопросов, поставленных к сюжетным картинкам. Используются серии сюжетных картинок.
4 этап: обучение чтению
Идёт по трём направлениям: - глобальное; послоговое; аналитико-синтетическое.
Приёмы аналитико-синтетического чтения дают возможность сосредоточить ребёнка на звуковой стороне речи. Послоговое помогает работать над слитностью и протяжностью произношения. Глобальное чтение опирается на хорошую зрительную память.
Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребёнка до овладения произношением, но вводить данный тип чтения можно не раньше, чем ученик сможет соотносить предмет и его изображение.
При обучении чтению используем следующие виды работ:
1. Чтение автоматизированных энграмм.
Семейный альбом с подписями фотографий как дидактический материал.
2. Чтение слов.
Подбираются картинки по всем основным лексическим темам и снабжаются подписями.
3. Понимание письменных инструкций.
Составляются предложения, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол. Например: схема тела « Покажи нос ». « Покажи глаза»
4. Чтение предложений.
Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия.
Послоговое чтение - Используются открытые и закрытые слоги.
Чтение таблиц из открытых и закрытых слогов.
Аналитико-синтетическое чтение - система обучения чтению, которая предполагает на первом этапе обучения разделение слов на составляющие его буквы и фонемы, и на втором этапе обучения предполагает обратное действие, то есть соединение букв/фонем в слитные слоги и слова.
Пример упражнения: Изготавливаются маленькие карточки-рыбки с печатными буквами, которые в уголке прошиваются степлером. Ребёнок, с помощью магнита на металлическую скобку, ловит рыбку, т. е. букву, и чётко проговаривает её. Это упражнение помогает дольше фиксировать взор ребёнка на букве и позволяет расширить спектр произвольных действий.
Комплексные виды работ, включающие все виды чтения: Такие упражнения очень полезны, сочетающие в себе элементы глобального и побуквенного чтения. Для работы изготавливаются карточки с картинками и соответствующими им словами.
Пример упражнения: под картинкой кладётся соответствующее слово.
Мы чётко проговариваем его, выделяя последний звук. Ребёнок находит среди нескольких пластмассовых букв нужную и кладёт на последнюю букву в слове.
Так же как и при формировании других форм речи, у детей алаликов становление фразовой речи происходит замедленно, ребёнок не может самостоятельно оформить свою мысль, поэтому его необходимо научить правильно составлять простое предложение. Для этого подбираются глаголы, с которыми ребёнок знаком, и использовать такие задания: например, берутся игрушки в виде человечков в различных позах, имитирующие действия людей и картинки с нужными глаголами форме третьего лица, настоящего времени, единственного числа. Ребёнку предлагается разложить карточки с соответствующими глаголами к каждой игрушке изображающей действие и озвучить его.
Задания с глагольными загадками требуют невербальной, произвольной деятельности ученика, по уровню которой логопед может оценить, насколько ребёнок овладел данной лексикой.
Можно использовать такие виды заданий: для работы готовятся двусторонние карточки. На одной стороне наклеиваются картинки животных, предметов или людей; на другой печатаются глаголы, обозначающие действия на картинках. Карточки лежат картинками вверх. Например: на вопрос - « Кто лает и сторожит?»- ребёнок отвечает одним словом - «собака» и показывает. Картинку переворачивает, по написанным словам определяем, правильность ответа.
Одновременно на всех этапах идёт формирование грамматического строя речи ребёнка. Здесь вводятся зрительные знаковые символы.
1 уровень - Сочетания из существительного и прилагательного.
Перед ребёнком лежит игровое поле, разделённое на 4 – 10 ячеек разного цвета. Отдельно соответствующее количество контурных картинок на прозрачном материале. При наложении прозрачного квадратика на раскрашенное игровое поле картинка приобретает тот или иной цвет. С помощью аналогичных заданий составляем словосочетания: ( «красное яблоко», «синий шарф»); простые нераспространенные предложения: («Лягушка прыгает.»,«Самолёт летит.»).
2 уровень - Словосочетания из существительного, прилагательного и числительного.
Усложняется игровое поле. В цветные квадраты добавляются цифры 1, 2. Составляются словосочетания: («Один синий шарф», «Два красных шарфа»).
3 уровень – Словообразование, к словам добавляются суффиксы.
4 уровень - Добавляется согласование прилагательного с существительным с помощью цвета и рисунка: ( «Красная роза», «Синий карандаш»).
5-й уровень - Словообразование приставочных глаголов:(«у(шёл),при (шёл)»).
Автор: Тихоновцева Оксана Геннадьевна, учитель-логопед первой категории