Компьютеризация, постепенно проникающая практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои коррективы и подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.
Каковы же функции компьютера в педагогической деятельности музыкального руководителя.
Это:
- Средство подготовки выступлений,
- Источник учебной,музыкальной информации,
- Наглядное пособие
4.Методические копилки: «Консультации» «Работа с родителями», «Стихи», «Музыка», «Презентации»; «Фотоальбомы» и др.
- Средство подготовки текстов,музыкального материала, их хранение.
- Оформление документации в электронном формате(планы, мониторинг).
Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкальным занятиям перед музыкальным руководителем стоит вопрос: как сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т. е. материал должен содержать в себе элементы удивительного, неожиданного, вызывать интерес у дошкольников к творческому процессу и способствовать созданию положительной эмоциональной обстановки к развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой желание действовать, изучать, понимать.
Поэтому использование современного оборудования ИКТ поможет успешно решить данную проблему. Педагог-музыкант может применять различные образовательные средства ИКТ как при подготовке к музыкальному занятию, на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний, а также на развлечениях и праздниках. Большую помощь при этом оказывает педагогу пакет Microsoft, который включает в себя, электронные презентации Power Point, это наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов.
Использование информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного; задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.
Мультимедийные технологии характеризуются соединением различных видов представленной информации (речь, музыка, рисунок) следовательно, оказывают наибольшее влияние на формирование личности ребёнка.
Использование мультимедийных технологий на музыкальных занятиях дает ряд преимуществ: детьми лучше воспринимается материал, возрастает заинтересованность, осуществляется индивидуализация обучения, развитие творческих способностей.
В своей работе с детьми подготовительной к школе группе на музыкальных занятиях я использую мультимедийные презентации. Презентации помогают ребёнку проявлять и развивать необходимые качества:
- ассоциативно-образное и логическое мышление,
- воображение,
- познавательную активность,
Решают следующие программные задачи:
- расширяют представления о государственных, народных и православных праздниках; об искусстве, традициях и обычаях народов России; о творчестве зарубежных композиторов;
- способствуют развитию эстетического вкуса, способности ценить произведения искусства, предметы внешнего мира и окружающей среды;
- развивают умение давать адекватную оценку собственному творчеству и творчеству своих товарищей.
На музыкальных занятиях в подготовительной к школе группе выделяются следующие разделы: восприятие музыки, пение музыкально-ритмические движения, музыкально-дидактические игры, игра на ДМИ. Я включаю мультимедийные презентации в любой раздел музыкального занятия.
Восприятие музыки:
- Видеоряд иллюстраций кмузыкальным произведениям,«Клоуны» Д. Кабалевский, «Шествие гномов «Э. Григ
- Знакомство с жанрамимузыки:»Все умеют наши дети-петь, шагать и танцевать.»
- Анимационные фоны (природа, сказочные фоны»)
- Видиоролики намузыкальное произведение.«Баба Яга»!
- «Детский альбом»П. Чайковского,
- Мультипликация(фрагменты мультиков смузыкальными инструментами)
- Определение характерамузыкипо цветам- настроениям, тучкам и солнышкам
Пение:
- По графическому изображению разучивать различныепопевки: «Сорока-сорока,«Огуречик», «Радуга-дуга», упражнения для развития голосового аппарата,
- По картинкам-подсказкам узнавать и учить песни. (Мнемотаблица к песне«Солнышко»)
- Песенки –сюрпризы«Маленькой елочке»,«Друзья» (пение под фонограмму)
- Наглядные эффекты в виде схем, графических композиций, диаграмм.
- Игра«Угадай мелодию»
Муз. -дид. игры:
- Развиватьмузыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма,
- «Узнаймузыкальный инструмент».«Весело-грустно», «Колобок»,
- «Что дети делают?»«Веселый огород»,«Добрый мастер»
Музыкально-ритмические движения и танцы:
- Использование мнемотаблиц, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев.
- Картинки-призы, сопровождающиеся звуковыми эффектами.«Поиграем в перестроения»
Игра на ДМИ: «Знакомство с музыкальными инструментами, их звукоизвлечением».
- По схемам разучивать партии в оркестре.
- Так же мультимедийные презентациииспользуюна развлечениях и праздниках таких как «Золотая осень» «Зимушка -зима» «День защитника Отечества», «Мамин праздник», «Зимующие птицы», «А за окнами Весна», «Шумовой оркестр», «9 Мая», «Выпускной бал». С помощью мультимедиа такие праздники смотрятся зрелищно и эффектно.
В работе с родителями с помощью ИКТ:
- осуществляю консультативную поддержку родителям;
- разрабатываю и довожу до их сведения практическиемузыкальные рекомендации: по охране голоса дошкольников, правильного выбора музыкальной фонотеки дома. Подбираю репертуар для музицирования дома на ДМИ.
- Знакомим советы специалистов в областимузыки по организации детской музыкальной деятельности дома, а в совместных мероприятиях используем такие формы работы как: «Музыкальная угадайка», «Как развить музыкальные способности ребенка дома».
В работе по самообразованию использую ИКТ при оформление документации в электронном формате (планы, мониторинг, составление сценарий и развлечения, консультаций о музыкальном воспитаний дошкольников для родительских уголках в группе, составляем различные музыкально-дидактические игры, папки передвижки, атрибуты к играм и к праздникам.
А также составляем фонотеку для танцев, для пения и слушания, для музыкальных игр.
Также я использую в своей практике онлайн игры «Виртуальное пианино», «Игра на барабанах», «Проверка музыкального слуха».
Готовые презентации можно с успехом интегрировать в другие образовательные области: познание, чтение художественной литературы, здоровье, художественное творчество, коммуникация, и т. д. Использовать в режимных моментах ДОУ.
Создание мультимедийных презентаций требует от музыкального руководителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса детей к музыкальной деятельности.
Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для музыкального руководителя.