Интеграция семейного воспитания и дошкольного образования.

Основными задачами и направлениями взаимодействия детского сада и семьи являются:

  • активное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс и деятельность дошкольного учреждения, деловое сотрудничество;
  • повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей по всем фундаментальным основам воспитания в интерактивных формах;
  • гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации семейного досуга.

Для реализации этих задач требуются соответствующие им новые подходы, интерактивные формы взаимодействия педагогов и родителей воспитанников, которые могут сформировать дружеское сообщество педагогов, детей и родителей: семейные клубы, детско-родительские проекты, семейные гостиные, проведение совместных мероприятий, мастер - классов и т.д.

За многолетний опыт работы мы выявили наиболее эффективную форму взаимодействия с родителями, которая одинаково интересна и родителям и детям – это семейный клуб, основная идея которого, научиться родителям понимать особенности детей, выбирать оптимальные способы взаимодействия с ними, т.е. быть успешными родителями успешных детей. И назвали мы этот клуб – «Клуб успешного родителя». Его работа стала не просто формой связи семьи и дошкольного учреждения, а это университет родительской информации, которая охватывает различные формы деятельности.

Наш семейный клуб действует уже не первый год и приобрёл свои традиции: чаепитие с «Самоварычем», использование любимых семейных и народных игр, проведение мастер-классов, трудовых и благотворительных акций, вручение знаков родительской гордости. В рамках семейного клуба проводятся творческие мастерские, с участием родителей, дедушек и бабушек.

Мероприятия клуба планируются с учетом интересов родителей сразу на год, чтобы дать возможность родителям сориентироваться в проблемных вопросах воспитания и развития ребенка, подготовиться к встречам, пообщаться с педагогами «на равных», поделиться опытом семейного воспитания. В заседаниях клуба участвуют не только педагоги и родители, но и дети. Здесь дети вместе с родителями рассматривают книги, обсуждают телепередачи, слайды с мероприятий, выполняют задания и играют в разные игры. Дети получают возможность разобраться в той или иной информации, а родители, незаметно для себя, с увлечением передают им свои опыт и знания. Родители видят ребёнка в обстановке отличной от домашней, а так же наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

Цели семейного клуба:

  • создать систему психолого-медико-педагогического сопровождения родителей воспитанников на протяжении дошкольного детства по принципу: «Нужный специалист в нужное время»;
  • способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;
  • помочь родителям рассматривать процесс образования, как непрерывный партнерский диалог со своим ребенком на основе знаний психологических закономерностей и особенностей возраста с учетом интересов и потребностей ребенка;
  • популяризировать деятельность группы и детского сада среди родительской общественности микрорайона и города.

Каждая встреча посвящена работе над определенной темой. Основная форма проведения встреч – практическая работа, во время которой отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с детьми. Мы стремимся не только подготовить полезную и интересную информацию, но и пригласить различных специалистов: «Мы стали старше» (участие логопеда), «Учите детей общаться» (участие психолога), «Формирование ценностного отношения ребенка к здоровью в семье» (участие тренера по физическому воспитанию), «Правильное дыхание – основа развития речи ребенка» (специалист по БОС), «Научим детей плавать» (тренер по плаванию).

Рассматривая значимость работы нашего «Клуба успешного родителя», мы поняли, что результат взаимодействия следует оценивать не по количеству проведённых мероприятий, а по охвату родителей, их активности, заинтересованности, переносу полученного опыта в жизнь семьи (стали ходить в бассейн, библиотеку, собирать семейную коллекцию, появились новые семейные традиции, приобщились к рукоделию), направленности данных мероприятий и усилий на развитие и воспитание ребёнка.

В текущем учебном году состав группы обновился. Это дети 4 лет (средняя группа).

Мы продолжаем работу нашего семейного «Клуба успешного родителя». В октябре состоялось первое заседание.

Тема: «Шаги в сказочном мире».

Из отзывов родителей:
«Тема нашей встречи - «Сказки», была банальна и, на первый взгляд, совсем не актуальна для детей 4 лет, ведь мы уже все про них знаем и давно читаем своим детям. Но, оказалось, что мы недооценивали важность сказок в жизни и развитии наших детей. Во время встречи мы играли с детьми, воспитатели показали родителям разные способы донесения сказки до ребенка (не только чтение, как мы раньше делали). Логопед рассказала о наличии сказок, которые помогут в игровой форме проводить занятия с детьми и преодолеть проблемы с речью и даже посмотрели мультик 1954 года выпуска (конечно же, наши дети не смотрят такие мультики дома). 

Данный вид взаимодействия «воспитатель-ребенок-родитель» считаю очень важным, как для более тесного знакомства, так и для дальнейшей совместной работы, ведь мы, как родители, очень заинтересованы в положительной динамике развития наших детей. 

Меня данная встреча побудила к поиску не ярких иллюстраций в сказках, а к поиску сказок со смыслом, к поиску методических пособий для родителей, дабы научиться правильно использовать сказки в развитии детей. 

Надеюсь, данные встречи будут регулярными и такими же полезными и познавательными. 

БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО!!!

 

Дерышева Ю.А.»

Фотогалерея

© 2016, Детский сад № 72 «Дельфиненок» г Железногорск