Тема: «Буквы будем знать – научимся читать.
Знакомство с буквой»
Задачи:
- обучающая: познакомить родителей с приемами по овладению графическими образами букв;
- коррекционная: профилактика нарушений письма и чтения у детей с ТНР;
- воспитательная: гармонизация детско-родительских отношений.
Оборудование: выставка методического и дидактического материала по закреплению графических образов букв (методические книги, карточки-буквы, разные виды азбук – в стихах, комиксы и т.д., трафаретные линейки); дидактический материал по овладению родителями и детьми приемов по закреплению графического образа буквы П («подручный» материал, дидактические карточки, клей, ножницы, ватман, карандаши, счетные палочки).
Ход встречи:
- Организационный момент
Логопед: Уважаемые родители, обратимся к народной мудрости:
Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.
Без букв и грамматики не учатся математике
Сперва аз да буки, а там и науки.
Это отношение к буквам, грамоте нас, взрослых.
А у детей:
Аз, буки, веди страшат как медведи.
Азбука - наука, а ребятам мука.
Давайте сделаем все для того, чтобы грамота не была мукой, и даже аз да буки избавляли от скуки!
II. Основная часть.
1. Знакомство с буквой П
а) Логопед предъявляет карточку формата А4 с изображением буквы П и правилами её написания. (Приложение 1)
Логопед: «Буква – графический знак, входящий в азбуку, отдельный символ какого-либо алфавита. Возможно несколько разных способов написания буквы. Буквы бывают прописные и строчные.
Демонстрация карточки с изображением разных вариантов шрифта буквы П. (Приложение 2)
2. Работа в парах «родитель-ребенок» по овладению графическим образом буквы П.
Воспитатели группы оказывают родителям: организационную, стимулирующую, обучающую помощь
2.1 Нахождение П в ряде других букв
2.2 Выделение П из наложенных друг на друга букв
2.3 Тактильное восприятие П.
а) изготовление П из наждачной бумаги
б) ощупывание П ( с открытыми и закрытыми глазами)
2.4 «Письмо» в воздухе
а) с открытыми
б) с закрытыми глазами
2.5 Обводка по контуру.
2.6 Дорисовка у П недостающего элемента
2.7 Дорисовка П до реальных предметов окружающего мира.
2.8 Выкладывание П из разного количества палочек (по образцу, на полу).
2.9 Выполнение П с помощью тела (головы, туловища, рук, ног).
2.10 Выполнение П по зрительно-пространственным схемам (на полу).
2.11 Изготовление «командных», «итоговых» букв П.
Педагоги предлагают каждой «паре» выполнить букву из подручного материала (кусочков ткани, тесьмы, картона и т.п.) и приклеить её на лист А2, вырезанный в форме буквы П
III. Итог встречи.
1. Педагоги раздают родителям памятки – рекомендации по закреплению графических образов в домашних условиях. (Приложение 3)
2. Педагоги предлагают родителям совместно с детьми выполнить дома «творческое» задание. На примере любой буквы разработать вариант нетрадиционного овладения графическим образом данной буквы в виде: стихотворения, сюжетной картинки, серии картинок, комиксов, пазлов, трафаретов и т.д.
Примечание: по итогам встречи получены многочисленные положительные отзывы.
Список литературы:
1.Ананов Г., Свиридов В. Азбука. Пора учиться читать самим! – Изд-во «ГРЭГОРИ-ПЕЙДЖ», 1999.
2.Веневцев С.И. К вопросу обучения грамоте учащихся коррекционных учреждений средствами движений / В сб. Проблемы диагностики, коррекции, валеонтологии в специальном образовании. – Красноярск, 1996, С. 66-69
3.Дмитриев В., Сопровский А. Звериная азбука. Стихи. - Изд-во «АРЕС-ЛТД», 1993. - 34 с.
4.Клюев Е. худож. В.Кирдий. Когда А была арбалетом. – Изд-во «Речь», - 2012. – 70 с.
5.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн.для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 224 с.: ил.
6.Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 1. – М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2008. – 32 с.
7.Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 2. – М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2008. – 32 с.
8.Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. – М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2008. –88 с.
9.Маршак С. худож. Т.Зеленченко. Про все на свете: Азбука в стихах и картинках – Киев.: Изд-во «Веселка», 1985. – 15 с.
10.Толоконников Н.Н. Азбука. Учебное пособие. – М.: Изд-ва «Дидакт», 1994. – 32 с.
11.Шибаев А. Буква заблудилась: Книжка-картинка. – Л.: Изд-во «Детская литература», 1986. – 17 с.: ил.
12.18 знаменитых азбук в одной книге: занимательные уроки / Худож. И.Панков, Л.Лукьянова. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 160 с.
Приемы по овладению графическим образом БУКВЫ.
- Найти букву среди других.
- Выделить заданную букву из наложенных друг на друга букв.
- Ощупать «рельефную» букву (с открытыми и закрытыми глазами).
- Выделить букву, перечеркнутую несколькими линиями.
- Сложить букву из подручного материала (палочек, тесьмы, пуговиц, косточек и т.д.).
- Написать букву «в воздухе» перед собой.
- Обвести букву по трафарету.
- Обвести букву по контуру.
- Добавить к букве недостающий элемент.
- Выполнить букву с помощью собственного тела.
- Дорисовать букву до разных предметов.
- Запомнить с помощью нетрадиционных методов (стихов, сюжетных картинок и их серий, комиксов и т.д.).
|
|