Тема: «Буквы будем знать – научимся читать.

Знакомство с буквой»

Задачи:

  •  обучающая:  познакомить родителей с приемами по овладению графическими образами букв;
  •  коррекционная: профилактика нарушений письма и чтения у детей с ТНР;
  •  воспитательная: гармонизация детско-родительских отношений.

Оборудование: выставка методического и дидактического материала по закреплению графических образов букв (методические книги, карточки-буквы, разные виды азбук – в стихах, комиксы и т.д., трафаретные линейки); дидактический материал по овладению родителями и детьми приемов по закреплению графического образа буквы П («подручный» материал, дидактические карточки, клей, ножницы, ватман, карандаши, счетные палочки).

Ход встречи:

  1. Организационный момент

Логопед: Уважаемые родители, обратимся к народной мудрости:

Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.

Без букв и грамматики не учатся математике

Сперва аз да буки, а там и науки.

Это отношение к буквам, грамоте нас, взрослых.

А у детей:

Аз, буки, веди страшат как медведи.

Азбука - наука, а ребятам мука.

Давайте сделаем все для того, чтобы грамота не была мукой, и даже аз да буки избавляли от скуки!

II.      Основная часть.

1. Знакомство с буквой П

а) Логопед предъявляет карточку формата А4 с изображением буквы П и правилами её написания. (Приложение 1)

Логопед: «Буква – графический знак, входящий в азбуку, отдельный символ какого-либо алфавита. Возможно несколько разных способов написания буквы. Буквы бывают прописные и строчные.

Демонстрация карточки с изображением разных вариантов шрифта буквы П. (Приложение 2)

2. Работа в парах «родитель-ребенок» по овладению графическим образом буквы П.

Воспитатели группы оказывают родителям: организационную, стимулирующую, обучающую помощь

2.1 Нахождение П в ряде других букв

2.2 Выделение П из наложенных друг на друга букв

2.3 Тактильное восприятие П.

а) изготовление П из наждачной бумаги

б) ощупывание П ( с открытыми и закрытыми глазами)

2.4 «Письмо» в воздухе

а) с открытыми

б) с закрытыми глазами

2.5 Обводка по контуру.

2.6 Дорисовка у П недостающего элемента

2.7 Дорисовка П до реальных предметов окружающего мира.

2.8 Выкладывание П из разного количества палочек (по образцу, на полу).

2.9 Выполнение П с помощью тела (головы, туловища, рук, ног).

2.10 Выполнение П по зрительно-пространственным схемам (на полу).

2.11 Изготовление «командных», «итоговых» букв П.

Педагоги предлагают каждой «паре» выполнить букву из подручного материала (кусочков ткани, тесьмы, картона и т.п.) и приклеить её на лист А2, вырезанный в форме буквы П

III.     Итог встречи.

1. Педагоги раздают родителям памятки – рекомендации по закреплению графических образов в домашних условиях. (Приложение 3)

2. Педагоги предлагают родителям совместно с детьми выполнить дома «творческое» задание. На примере любой буквы разработать вариант нетрадиционного овладения графическим образом данной буквы в виде: стихотворения, сюжетной картинки, серии картинок, комиксов, пазлов, трафаретов и т.д.

Примечание: по итогам встречи получены многочисленные  положительные отзывы.

Список литературы:

1.Ананов Г., Свиридов В. Азбука. Пора учиться читать самим! – Изд-во «ГРЭГОРИ-ПЕЙДЖ», 1999.

2.Веневцев С.И. К вопросу обучения грамоте учащихся коррекционных учреждений средствами движений / В сб. Проблемы диагностики, коррекции, валеонтологии в специальном образовании. – Красноярск, 1996, С. 66-69

3.Дмитриев В., Сопровский А. Звериная азбука. Стихи. - Изд-во «АРЕС-ЛТД», 1993. - 34 с.

4.Клюев Е. худож. В.Кирдий. Когда А была арбалетом. – Изд-во «Речь», - 2012. – 70 с.

5.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн.для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 224 с.: ил.

6.Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 1. – М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2008. – 32 с.

7.Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 2. – М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2008. – 32 с.

8.Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. – М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2008. –88 с.

9.Маршак С. худож. Т.Зеленченко. Про все на свете: Азбука в стихах и картинках – Киев.: Изд-во «Веселка», 1985. – 15 с.

10.Толоконников Н.Н. Азбука. Учебное пособие. – М.: Изд-ва «Дидакт», 1994. – 32 с.

11.Шибаев А. Буква заблудилась: Книжка-картинка. – Л.: Изд-во «Детская литература», 1986. – 17 с.: ил.

12.18 знаменитых азбук в одной книге: занимательные уроки / Худож. И.Панков, Л.Лукьянова. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 160 с.

 

Приемы по овладению графическим образом БУКВЫ.

  1. Найти букву среди других.
  2. Выделить заданную букву из наложенных друг на друга букв.
  3. Ощупать «рельефную» букву (с открытыми и закрытыми глазами).
  4. Выделить букву, перечеркнутую несколькими  линиями.
  5. Сложить букву из подручного материала (палочек, тесьмы, пуговиц, косточек и т.д.).
  6. Написать букву «в воздухе» перед собой.
  7. Обвести букву по трафарету.
  8. Обвести букву по контуру.
  9. Добавить к букве недостающий элемент.
  10. Выполнить букву с помощью собственного тела.
  11. Дорисовать букву до разных предметов.
  12. Запомнить с помощью нетрадиционных методов (стихов, сюжетных картинок и их серий, комиксов и т.д.).

 

2

3

Подпись: 1П

Фотогалерея

© 2016, Детский сад № 72 «Дельфиненок» г Железногорск